Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Страница 4

В научной литературе выделяют следующие основные условия морального развития:

а) наиболее прочным фундаментом воспитания моральной зрелости у ребенка является истинная, всеобъемлющая и безупречная родительская любовь. Удовлетворение потребности ребенка в такой любви со стороны родителей убеждает его в том, что жизнь и люди "хороши". В таких условиях у ребенка складываются отношения, дающие толчок к приближению его к жизни, другим людям.

б) Вторым значительным условием морального развития является адекватное представление о собственной личности, формирование правильной оценки своего "я" в процессе взаимодействия с другими людьми и жизнью. Социальное окружение может внедрить в сознание ребенка мысль о том, что он красив, лучше всех вокруг, или, напротив, плох и ничего не стоит. Особенно важны в данном случае взаимосвязи, которые складываются у ребенка в раннем возрасте. Грубость и постоянное порицание вырабатывает у ребенка мысль о том, что он плохой и не добьется успеха в жизни.

Выработка правильной оценки собственной личности - обязательное условие морального роста, поскольку индивид возьмется за выполнение ответственной роли в какой-либо ситуации лишь в том случае, если ощущает в себе достаточно сил, чтобы внести свой вклад в решение поставленной задачи, и понимает, что он должен сделать это. Если в ранние годы самооценка чрезвычайно занижена, у ребенка нет альтернативы: он должен забыть об ответственности и жить за счет компенсационных представлений. Если родители многократно задевают чувство собственного достоинства ребенка, это может вызвать излишний конформизм, сформировать у ребенка мнение, что он ничего из себя не представляет и полностью зависит от других. Многочисленные исследования свидетельствуют, что преступники, несмотря на внешнее бахвальство и довольство собой, в действительности глубоко страдают из-за ощущения собственной бесполезности и тяжело переживают свою никчемность.

Необъективное представление о себе, будь оно чрезмерно занижено или, напротив, необоснованно завышено, может повлечь за собой установление ложных взаимосвязей и отношений, духовное оскудение или совершение компенсирующих это представление поступков. Различные образцы поведения часто обусловлены одной и той же психической причиной.

Когда вышеперечисленные условия не соблюдены, ребенком овладевает глубокое чувство недовольства обществом и у него рождается склонность отрицать социальные ценности, вместо того, чтобы принимать их. Так он может связаться с группой подростков, у которой появляется целый ряд критериев для статуса своих членов, защищая требования группы, ребенок может легче добиться успеха.

Различия в окружении подростков могут быть достаточно широкими и разнообразными по форме, также чрезвычайно обширны и границы воспитательного воздействия - от одной крайности, когда нежеланного, незаконного ребенка откровенно отвергают, и по другой - когда ребенок окружен истинной любовью в единой и счастливой семье. Также не совпадают и мнения педагогов и родителей о воспитании. Встречаются школы и семьи, где господствует авторитарный, строгий стиль воспитания, и рядом с ними есть школы и семьи, в которых царит либеральная атмосфера. Различны и воспитатели - среди них есть проникнутые апатией и цинизмом, но есть и носители глубоко нравственных представлений.

Семье и существующими между ее членами взаимоотношениям отводится решающая роль в деле формирования будущей личности. На основе изучения детей и их семей было выделено несколько групп, выявлена связь между различными типами детей и взаимоотношениями в семье.

Первый уровень морального развития объединяет два типа:

Первый тип детей - импульсивная неморальная личность, мотивацией ее поведения преимущественно служит наказание либо поощрение; эгоистический тип, другие люди для него лишь средство для получения чего-либо, не может контролировать свои импульсы, не способен решить реальные задачи.

Семья не внедрила в сознание такого ребенка никаких принципов, родители непоследовательно использовали метод наказания.

Второй тип - уживчивая личность. Проявляет целесообразность, интересы других учитывает настолько, насколько это может быть ему полезным, удовлетворяет свои интересы за счет других, ищет легкие пути, не предъявляет к себе особых требований, в присутствии других ведет себя хорошо, уважительно относится к желаниям и приказам взрослых, поскольку они могут и покарать и похвалить, добивается определенных успехов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Факторы эффективности специалиста по PR как коммуникатора
Например, английский ученый Сэм Блэк предлагает свое видение личностных качеств специалиста по PR: отличные организаторские способности, ясность суждений, объективность и критичность восприятия, богатое воображение и способность понимать ...

Первое и второе полугодие младенчества.
· Когнитивное развитие. В этом возрасте подробно изучается развитие перцепции, развитие сенсо-моторного интеллекта. В плане взаимодействия матери с ребенком акцент ставится на предоставление матерью адекватных стимульных условий развития ...

Анализ результатов экспериментального исследования.
Для того, чтобы выявить проявление коммуникативных способностей, была применена методика КОС. Результаты теста дают возможность определить коммуникативные способности учащихся. [см. Приложение 1] Уровень коммуникативных способностей. ...