Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Страница 8

Таким образом, складывается впечатление, что ситуация возникает по вине родителя. Однако истинную причину возникновения педагогической ситуации следует искать глубже; обычно она назревает и развивается постепенно и в определенный момент проявляется как препятствие, мешающее нормальному течению педагогического процесса.

Третий существенный признак педагогической ситуации - необходимость применения особых, специальных, соответствующих этой ситуации воспитательных мер. Сложившаяся обстановка, какой бы она ни была, указывает на то, что воспитательные меры, используемые в ходе педагогического процесса, недостаточно эффективны, неадекватны ситуации.

Педагогическая ситуация или сложившаяся педагогическая обстановка требует решения, выхода, а это уже особое положение, для преодоления которого необходимо использовать соответствующие методические пути. Иначе говоря, педагогическая ситуация схожа с нетипичной задачей, для решения которой требуется творчески переосмыслить уже выработанные ранее стереотипы. Преодоление каждой из вышеописанных педагогических ситуаций связано с основательным анализом сложившейся обстановки. Однако в таких ситуациях требуется специфическое педагогическое воздействие, причем не краткое, а длительное, последовательное, целенаправленное. Однако собственно разработка специфического педагогического воздействия должна увязываться с глубоким изучением явления.

Педагогическая ситуация не относится к такому ряду явлений, решение которых можно отложить на какое-то время, пока не будет выработана педагогическая система ее преодоления. Точнее, не всегда есть возможность "заморозить" и впоследствии не дать ситуации осложниться до тех пор, пока не будут найдены ее решения. Чаще всего преодоление педагогической ситуации происходит без промедления, поэтому родитель не застрахован от ошибок, тем более, что на процесс выбора средств воздействия оказывают влияние и эмоционально-экспрессивные факторы. Хотя бывает, обстоятельства складываются таким образом, что для их преодоления требуется длительное время, а это позволяет родителю тщательно изучить сложившуюся ситуацию, причины возникновения ситуации и в соответствии с этим постепенно дополнять меры воздействия. Таким образом, педагогическая ситуация потому является ситуацией, что обыкновенные меры и средства, используемые в педагогическом процессе, утратили функции адекватности, точной целенаправленности, а это поставило родителя перед необходимостью поиска специфических мер для преодоления создавшейся обстановки.

Когда педагогическая ситуация может быть сложной?

Педагогическая ситуация, когда ребенок обращается к родителям с жалобой на друга: "Он меня побил", не может быть определена ни как сложная, ни как простая. В зависимости от того, каким педагогическим тактом, знаниями и опытом обладает мать и как она будет действовать, ситуация либо легко будет преодолена, либо еще более осложнится и превратится в источник возникновения в дальнейшем других сложных ситуаций. При определении понятия "СЛОЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ" придается существенное значение собственно педагогической подготовке воспитателя, его педагогическому чутью, личным качествам и т.д.

Для сложной педагогической ситуации характерна и другая особенность, заключающаяся в том, что иногда в педагогическом арсенале не находится соответствующий вариант воспитательной системы для преодоления данного конкретного случая. Поэтому родителю необходимо проявлять творческий подход к сложившейся педагогической обстановке. Сложная педагогическая ситуация еще больше осложняется, а возможность нахождения оптимального, в некоторых случаях единственного решения проблемы еще больше затрудняется из-за множественности факторов, способствовавших возникновению данной обстановки, а также индивидуальных психологических особенностей ребенка и родителя. Здесь еще нужно указать на то обстоятельство, что педагогическая ситуация может осложниться еще и потому, что она вступила в новую фазу своего развития и ее своевременной коррекции не произошло.

В данном параграфе дипломной работы дано понятие «сложная педагогическая ситуация» и «педагогическая ситуация», когда и при каких обстоятельствах последняя становится «сложной». Рассмотрено понятие «трудный ребенок» и выделено три основные понятия трудновоспитуемости.

Рассмотрены исследования авторов, которые изучают семейные проблемы, таких, как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.С.Алексеева, И.А.Андреев Н.И.Болдырев и др. Эти авторы с различных точек зрения изучали различные стороны семейного воспитания. Одни из них пишут об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие – такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Теория самоактуализации
В последней книге Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" [19] описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. 1. "Прежде всего, самоа ...

Чувственное сознавание
Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом, основываясь на работах Э. Гиндлер и Х. Якоби. Техника направлена на изучение целостного органического функционирования в мире, который человек воспринимает, частью которого он явл ...

Этические изыскания Сократа, его ''майевтика'' как метод обоснования объективного критерия нравственных отношений.
Сократ (ок. 470-399 до н. э.) – первый в истории моралист-просветитель. Софисты переориентировали философию с изучения природы на изучение человека, бытие которого они понимали все еще достаточно разносторонне. Сократ делает предметом рас ...