Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения

Воспитание как явление общественной жизни - сложный, противоречивый, социально-исторический процесс включения подрастающего поколения в жизнь, в производственную сферу, творчество, духовность. Этот процесс осуществляется через политику, науку, искусство, религию.

Воспитание как явление педагогической жизни - сложный, целенаправленный, планомерный процесс руководства формированием личности, ее потребностей, мотивов, чувств. Осуществляется через семью, дошкольные учреждения, школу.

Пред миллионами воспитателей встает множество вопросов, проблем, задач, которые невольно ставят перед ними воспитанники. Каждый день складываются различные ситуации, когда взрослому приходиться оценивать поведение ребенка, занимать определенную позицию, использовать различные формы воздействия на него. Ведь даже родители, вооруженные педагогическими знаниями, порой оказываются бессильными перед ними.

Воспитание не является делом только педагогов, воспитание детей - это дело каждой семьи и всех взрослых людей. В последнее время интерес к вопросам воспитания особенно возрос. О трудностях воспитания пишут педагоги, психологи, юристы. В специальной литературе описано множество таких частных случаев и эпизодов из практики воспитания, когда, как правило, все, кто имеют дело с формированием подрастающей личности, сталкиваются с трудностями, проблемами и задачами, которые необходимо решать правильно и своевременно. Помимо знания и владения отдельными педагогическими методами, средствами и приемами родители должны уметь находить правильное решение в каждом частном случае, выявлять действительные причины деформации поведения ребенка и планировать пути и средства их коррекции.

Что такое семья - знает каждый. В семье начинается наша жизнь. В семье мы получаем тепло, опору и поддержку, необходимые каждому. Только семья, конечно, если она благополучна, может создать ту неповторимую атмосферу близости, общности и взаимной заботы, без которой невозможно нравственное развитие человека.

Еще со времен Платона мудрые высокообразованные люди, ученые и педагоги, утверждали, что семья оказывает огромное влияние на психологическое становление детей, несет величайшую ответственность за развитие их умственных способностей, гармоничное духовное и физическое развитие, воспитание в духе здоровых моральных принципов. Семья заботится сделать детей правдивыми, аккуратными, трудолюбивыми, послушными и т.д. Цели усложняются позже, с возрастом детей. Позже приходится считаться с изменившимися условиями жизни, тогда меняются и сами условия их воспитания.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействуют все внутрисемейные отношения, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом.

Внутрисемейные отношения являются ведущим фактором возникновения и развития сложных педагогических ситуаций в семье, поэтому родитель должен быть готов к ним. Умение заранее предвидеть дальнейшее развитие действий ребенка повышает готовность родителей, их возможности действовать на весь ход ситуации.

Не зная ребенка, его особенностей и склонностей, невозможно правильно избрать средства и методы, с помощью которых достигается успех в воспитании. Только при систематических раздумьях, внимательном наблюдении, в результате выявления действительных причин и мотивов поведения ребенка, родитель сможет обнаружить ту точку опоры в душе ребенка, вокруг которой в дальнейшем возникают взаимопонимание, доверие и, соответственно, нормальное поведение.

Педагогическая наука не дает точных рецептов воспитания, однако она указывает направление поисков правильных путей формирования личности, предостерегает от принятия неверных решений и действий, способствует формированию и развитию культуры педагогического мышления.

Знание теории воспитания является основой, овладев которой, каждый отдельный родитель сможет создать собственную, индивидуальную и творческую программу воспитания ребенка.

К.Д.Ушинский считал, что воспитатель, помимо знания психологических особенностей ребенка, должен владеть также воспитательными средствами и приемами педагогического воздействия и знать возможный педагогический потенциал каждого из них.

В преодолении сложных семейных педагогических ситуаций большую пользу могли бы принести психолого-педагогические консультации для родителей с использованием различных форм группового тренинга, индивидуальных занятий, именно такие виды работ могут восприниматься и позволяют добиться наиболее эффективных результатов.

Множество социальных исследований посвящено вопросам семейного воспитания. Целый ряд авторов изучает семейные проблемы – это А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский, Л.С.Алексеева, И.А.Андреев, Н.И.Болдырев и др. Эти авторы с различных точек зрения изучали различные стороны семейного воспитания. Одни из них пишут об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие – о такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей. Особенностью нашей дипломной работы является изучение множества исследований, анализ частных случаев и явлений воспитательной практики, а также выработка определенных выводов и обоснованных рекомендаций, которые могли бы помочь воспитателям

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: – в большинстве изученных нами семей существует авторитарный и либеральный стили воспитания; дети в этих семьях - с повышенной тревожностью, чувством неполноценности, враждебны и конфликтны по отношению к другим членам семьи, а значит, в этих семьях чаще возникают сложные педагогические ситуации.

Другие статьи:

Выявление состояния аффекта.
В составах преступлений, предусмотренных ст.ст.107, 113 УК года, в качестве обязательного признака, относящегося к субъективной стороне преступления, назван аффект. Имеется в виду физиологический аффект. Напомним, что патологический аффе ...

Основные этапы и результаты обучения.
Первоначально занятия проводились 2 раза в неделю длительностью 1 час. С марта 1996 года занятия проводятся 3 раза в неделю. На первых занятиях, однако, реальное рабочее время, т.е. когда Олег оставался на своем месте и нашей помощью пыт ...

Обзор методов групповой психотерапии.
Психокоррекционные группы можно разделить на 4 категории: группы решения проблем; группы развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы. Но обычно задачи групп перекрываются, не ограничиваясь одним нап ...