Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.

Страница 1

Сложная педагогическая ситуация, как правило, характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение в различного рода конфликтных проявлениях. Подобные ситуации требуют от родителя принятия педагогически правильного решения, однако практически невозможно найти простой и однозначный выход из сложной педагогической ситуации, если не учитывать при этом причины, которые порождают противоречия, лежащие в ее основе.

Сложная педагогическая ситуация не возникает внезапно, вдруг. Первоначально, на этапе зарождения, облик ее неясен и в силу этого может остаться незамеченной недостаточно опытным и внимательным педагогом, однако, сигналы, свидетельствующие о возможности возникновения конфликтных и проблемных ситуаций, не ускользнут от хорошего воспитателя. Такими сигналами могут служить постепенное ухудшение поведения ребенка, необоснованная агрессия, чрезмерная мечтательность, внезапные отклонения, охлаждение к учебе, растерянность, невнимательность и др.

Случается, что родитель не замечает, а если и замечает, то воспринимает как временное явление отклонения от нормы в поведении ребенка, а, следовательно, не учитывает их в воспитательном процессе. Это способствует развитию данных отклонений, в результате чего складывается сложная педагогическая ситуация: отношения между родителем и ребенком становятся напряженными, конфликты возникают сначала эпизодически, а затем все чаще и чаще.

Некоторые родители пытаются снять, разрядить конфликтные ситуации методами, которые сводят педагогический эффект воспитания к нулю, а ребенок выходит из-под влияния родителя. Конфликты приобретают постоянный характер, и наступает так называемая фаза развития сложной ситуации, которая ставит родителя перед необходимостью решать такие проблемы как негативное отношение к учебе, ложь, негативизм по отношению к другим членам семьи и др.

Развивающиеся сложные ситуации требуют от родителя владения не только разнообразными педагогическими приемами и методами, но и, что не менее важно, умения терпеливо, настойчиво, в течение долгого времени проводить труднейшую работу по перевоспитанию ребенка. Однако родители часто не достигают успеха в деле перевоспитания детей, допускают педагогические просчеты, ошибки, в результате чего складываются сложнейшие ситуации.

Рассмотрим, что же создает сложные педагогические ситуации и что вызывает конфликты между детьми и родителями.

Некоторые родители усматривают источники возникновения конфликтов во внешних признаках воспитательного процесса: мы советуем, а он не слушает нас, наставляем, а он все равно поступает по-своему, приказываем, а он не подчиняется. Однако за этими внешними признаками скрывается сложный психологический механизм, что и объясняет природу противоречий, возникающих в воспитательном процессе.

Но нельзя утверждать, что между всеми родителями и их детьми обязательно возникает конфликт, поскольку есть немало случаев, свидетельствующих об установлении между родителями и детьми отношений доверия, сотрудничества и взаимопонимания.

"Основной признак, в соответствии с которым можно судить о трудновоспитуемости ребенка, это его активное сопротивление воспитанию, непринятие им признанных средств педагогического воздействия", - писал А.С.Макаренко. (32,1983г.)

Сложные педагогические ситуации создаются, в основном, педагогически запущенными детьми, трудновоспитуемыми. Они действительно оказывают активное сопротивление воспитательным мерам, что порождает конфликты между родителем и ребенком. И поскольку в сложных педагогических ситуациях в основном фигурируют трудновоспитуемые, постольку, прежде всего, необходимо определить, кто такие "трудные" дети.

По определению А.И.Кочетова, понятие "трудный ребенок" касается тех детей, у которых из-за ошибок, допущенных взрослыми в процессе воспитания, сформировалась привычка отрицательно реагировать на педагогическое воздействие. (30,1972г.)

Одним из существенных признаков, характеризующих трудновоспитуемых, является их неправильные представления и неверные взаимоотношения с окружающими их людьми. На доброту и ласку трудновоспитуемый смотрит с недоверием, а иногда его реакция может быть грубой, поведение вызывающим.

Исследователи выделяют три основных признака, присущих трудновоспитуемому:

- неравномерное развитие психики (чрезмерное развитие какой-либо ее стороны и отставание другой),

- педагогическая запущенность,

- неадекватные взаимоотношения с окружающим миром.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Структурная интеграция (рольфинг)
Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, ис­пользуемым для психологической моди­фикации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха. По мнению Роль ...

Эмоции и переживания личности.
Эмоции, чувства человека- это более или менее сложные образования. В отличие от восприятий, которые всегда дают образ, отображающий предмет или явление предметного мира, эмоции хотя и чувственны в своей основе, но не наглядны, они выражаю ...

Сновидения. Отношение сновидений к бодрствованию. Источники и материалы сновидений
Прежде всего, сновидение служит продолжением бодрствования. Наши сновидения стоят всегда в связи с представлениями, имевшими место незадолго до того в сознании. Такое наблюдение найдет всегда нить, которой сновидение связано с переживания ...