Сложная педагогическая ситуация, как правило, характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение в различного рода конфликтных проявлениях. Подобные ситуации требуют от родителя принятия педагогически правильного решения, однако практически невозможно найти простой и однозначный выход из сложной педагогической ситуации, если не учитывать при этом причины, которые порождают противоречия, лежащие в ее основе.
Сложная педагогическая ситуация не возникает внезапно, вдруг. Первоначально, на этапе зарождения, облик ее неясен и в силу этого может остаться незамеченной недостаточно опытным и внимательным педагогом, однако, сигналы, свидетельствующие о возможности возникновения конфликтных и проблемных ситуаций, не ускользнут от хорошего воспитателя. Такими сигналами могут служить постепенное ухудшение поведения ребенка, необоснованная агрессия, чрезмерная мечтательность, внезапные отклонения, охлаждение к учебе, растерянность, невнимательность и др.
Случается, что родитель не замечает, а если и замечает, то воспринимает как временное явление отклонения от нормы в поведении ребенка, а, следовательно, не учитывает их в воспитательном процессе. Это способствует развитию данных отклонений, в результате чего складывается сложная педагогическая ситуация: отношения между родителем и ребенком становятся напряженными, конфликты возникают сначала эпизодически, а затем все чаще и чаще.
Некоторые родители пытаются снять, разрядить конфликтные ситуации методами, которые сводят педагогический эффект воспитания к нулю, а ребенок выходит из-под влияния родителя. Конфликты приобретают постоянный характер, и наступает так называемая фаза развития сложной ситуации, которая ставит родителя перед необходимостью решать такие проблемы как негативное отношение к учебе, ложь, негативизм по отношению к другим членам семьи и др.
Развивающиеся сложные ситуации требуют от родителя владения не только разнообразными педагогическими приемами и методами, но и, что не менее важно, умения терпеливо, настойчиво, в течение долгого времени проводить труднейшую работу по перевоспитанию ребенка. Однако родители часто не достигают успеха в деле перевоспитания детей, допускают педагогические просчеты, ошибки, в результате чего складываются сложнейшие ситуации.
Рассмотрим, что же создает сложные педагогические ситуации и что вызывает конфликты между детьми и родителями.
Некоторые родители усматривают источники возникновения конфликтов во внешних признаках воспитательного процесса: мы советуем, а он не слушает нас, наставляем, а он все равно поступает по-своему, приказываем, а он не подчиняется. Однако за этими внешними признаками скрывается сложный психологический механизм, что и объясняет природу противоречий, возникающих в воспитательном процессе.
Но нельзя утверждать, что между всеми родителями и их детьми обязательно возникает конфликт, поскольку есть немало случаев, свидетельствующих об установлении между родителями и детьми отношений доверия, сотрудничества и взаимопонимания.
"Основной признак, в соответствии с которым можно судить о трудновоспитуемости ребенка, это его активное сопротивление воспитанию, непринятие им признанных средств педагогического воздействия", - писал А.С.Макаренко. (32,1983г.)
Сложные педагогические ситуации создаются, в основном, педагогически запущенными детьми, трудновоспитуемыми. Они действительно оказывают активное сопротивление воспитательным мерам, что порождает конфликты между родителем и ребенком. И поскольку в сложных педагогических ситуациях в основном фигурируют трудновоспитуемые, постольку, прежде всего, необходимо определить, кто такие "трудные" дети.
По определению А.И.Кочетова, понятие "трудный ребенок" касается тех детей, у которых из-за ошибок, допущенных взрослыми в процессе воспитания, сформировалась привычка отрицательно реагировать на педагогическое воздействие. (30,1972г.)
Одним из существенных признаков, характеризующих трудновоспитуемых, является их неправильные представления и неверные взаимоотношения с окружающими их людьми. На доброту и ласку трудновоспитуемый смотрит с недоверием, а иногда его реакция может быть грубой, поведение вызывающим.
Исследователи выделяют три основных признака, присущих трудновоспитуемому:
- неравномерное развитие психики (чрезмерное развитие какой-либо ее стороны и отставание другой),
- педагогическая запущенность,
- неадекватные взаимоотношения с окружающим миром.
Другие статьи:
Структурная интеграция (рольфинг)
Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха.
По мнению Роль ...
Эмоции и переживания личности.
Эмоции, чувства человека- это более или менее сложные образования. В отличие от восприятий, которые всегда дают образ, отображающий предмет или явление предметного мира, эмоции хотя и чувственны в своей основе, но не наглядны, они выражаю ...
Сновидения. Отношение сновидений к бодрствованию. Источники и материалы
сновидений
Прежде всего, сновидение служит продолжением бодрствования. Наши сновидения стоят всегда в связи с представлениями, имевшими место незадолго до того в сознании. Такое наблюдение найдет всегда нить, которой сновидение связано с переживания ...
Разделы