Ни в одном, ни в другом случае нельзя твердо сказать, что мы имеем дело со сложной педагогической ситуацией, если неизвестно, какие причины предшествовали описанным случаям, если мы не знаем психологических особенностей воспитанника, каковы взаимоотношения между ребенком и родителями, какой ориентации о воспитании придерживаются родители и т.д. Таким образом, причины осложнения взаимоотношений воспитателя и воспитанника скрыты за своего рода оболочкой субъективных и объективных факторов. Для того чтобы принять правильные, способные оказать воспитательное влияние меры, обязательно необходимо знать причины, лежащие в основе зарождения собственно данного конфликта. Иначе говоря, как врач не будет прав, если назначит больному лекарство, не установив точного диагноза, так и действия педагога не будут целенаправленными, если он применяет воспитательные меры лишь на основе внешних признаков, эмоций. Неправильно назначенное лекарство может еще больше осложнить положение здоровья пациента, а неверные педагогические меры еще более осложнят и обострят конфликтную ситуацию.
Здесь нужно отметить, что в арсенале педагогики как науки, есть много воспитательных методов, средств, возможностей, но педагогическую ценность они приобретают лишь тогда, когда используются по назначению, в соответствии со сложившейся обстановкой. Метод убеждения, например, действенный педагогический инструмент, однако, если он будет использован в не очень подходящий для этого обстановке, то его педагогическое значение будет утрачено. Это мы подчеркиваем здесь потому, что многие воспитатели иногда, анализируя причины безрезультатности воспитательной работы, проводимой с тем или иным ребенком, удивленно заявляют: "К какому бы педагогическому средству, мере воздействия я ни прибегал, ничего не получилось". Эти слова ничто иное, как свидетельство неправильного применения педагогического инструмента, который из-за этого утратил силу воздействия в ходе воспитательного процесса.
Выявление сущности сложной педагогической ситуации, в первую очередь, связывается с сущностью собственно педагогической ситуации. Что такое педагогическая ситуация?
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ, по Ю.П.Азарову, считается конкретное положение, сложившееся в сфере взаимоотношений воспитателя и воспитанника и требующее решения. (4,1977г.)
Педагогическая ситуация создается, например, при следующих обстоятельствах:
- ребенок просит отца купить фотоаппарат: "Я буду снимать…очень хочется…и у друзей моих есть фотоаппараты!" А отец знает, что сын часто увлекается чем-нибудь, то одно, то другое дело захватывает его, но ни одним он не занимается долго. Поэтому отец ищет такие пути решения этой ситуации, которые, с определенной точки зрения, будут способствовать воспитанию ребенка.
- Девочка обиделась на брата за то, что он не взял ее с собой на прогулку. У брата не было для этого времени. Мать не смогла помирить детей. В этом случае должен вмешаться отец, который должен подойти к детям таким образом, чтобы и мальчик и девочка ощутили чувство стыда за свое поведение.
- Дети во дворе поссорились. Один из них расплакался и обратился за помощью к матери: "Он побил меня", - указал мальчик на своего товарища. Мать обязана найти такие пути разрядки сложившейся обстановки, которые положительно воздействуют на воспитание ее собственного сына, в то же время это будет способствовать воспитанию других детей.
Эти образцы ситуаций, безусловно, не исчерпывают их многообразия. Кроме того, здесь на первый план выдвинуты стороны описываемых явлений, необходимые для характеристики педагогических ситуаций.
Почему эти ситуации являются педагогическими, и какие признаки характеризуют их?
В первую очередь отметим, что ситуация будет педагогической только в том случае, когда воспитатель, на которого возложена обязанность найти решение, выход из сложившегося положения, будет правильно воспитывать ребенка, действуя с целью оказания на него положительного воздействия.
Таким образом, конкретная обстановка, сложившаяся в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, требующая завершения и преодоления, может быть названа педагогической ситуацией только в том случае, когда воспитатель подходит к ее решению, поставив перед собой определенные воспитательные задачи. Ситуация, которой не сопутствует подобный замысел, не считается педагогической, а дальнейшее развитие явления иногда может приобретать антипедагогический характер.
Вторым существенным признаком педагогической ситуации считаются трудности, возникшие во взаимоотношениях воспитателя и воспитанника. Вопрос следует рассматривать следующим образом: в ходе воспитательного процесса родитель замечает, чувствует, видит, что в определенных условиях ребенок выходит из сферы его влияния. Это может проявляться в различных формах: в явных конфликтах, в скрытности ребенка, его непокорности, во лжи и т.д. Таким образом, возникшие препятствия могут резко приостанавливать обычный ход воспитательного процесса, могут оказывать свое воздействие скрытно. В таком случае для того, чтобы заметить появление подобных препятствий, необходимы интуиция, внимательность, знания и опыт родителей. С субъективной точки зрения, препятствия могут исходить от ребенка, который вдруг, "неожиданно" оказывает противодействие влиянию родителей в ходе педагогического процесса, не подчиняется его требованиям. Они могут исходить и от родителя, который сам ощутил, заметил сбой в работе с ребенком и поэтому посчитал целесообразным принять целесообразные педагогические меры. Мы коснулись субъективной стороны педагогической ситуации потому, что зачастую причиной осложнения ситуации считают внешние признаки ее возникновения. В действительности же на педагогическую ситуацию воздействует множество факторов и поэтому ее следует рассматривать с различных точек зрения. Здесь нужно предполагать такие факторы, как, например, ошибка, невольно допущенная родителем во взаимоотношениях с ребенком. Скажем, родитель, по каким-то причинам выведенный из равновесия прибегает к мере, которую ребенок воспринимает как личное оскорбление. Поэтому он агрессивно настраивается, грубо отвечает. Так возникает ситуация, которая, казалось бы, исходит от ребенка. Можно представить и такую ситуацию: в данный конкретный момент ребенок охвачен каким-то переживанием, о котором родитель ничего не знает. Поэтому он продолжает общение с ребенком по ранее выработанным стереотипам и наталкивается на сопротивление.
Другие статьи:
Как бороться с приступом паники
"Я чувствовала себя так, будто стою в середине шести полосного скоростного шоссе и автомобили едут на меня со всех сторон" — вот так чувствовала себя 26-летняя Танис каждый раз, когда пыталась выйти из дома. Танис страдала агора ...
Свадебная процедура - век назад
"Не бери приданое, Бери милу девицу".
Летом 1895 г. в газете "Русское слово" был описан сельский свадебный обряд в Богородском уезде Московской губернии. Этот этнографический экскурс, на наш взгляд, не лишен интереса ...
Материальные предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма
отражения действительности.
Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а во-вторых, в обосновании. И пе ...
Разделы