б) Работа в родительской группе.
Цель: выявление общего уровня психолого-педагогической подготовки родителей и понимания ими проблем семейного воспитания; коррекция родительских позиций, воспитательных установок и отношений.
Особенности данной методики:
1. Цели и формы групповой работы ограничены выбранной родительской темой. Не ставится прямой задачи личностного развития членов группы. Обсуждение конкретных проблем воспитания детей ставится на занятиях во главу угла, также есть прекрасная возможность в решении личных сложностей, возникающих в процессе воспитания ребенка в семье.
2. Направление тем для обсуждения, многообразие ролевых игр и домашние задания обсуждаются предварительно в группе, обобщаются и формируются ведущим.
3. Основным методом групповой коррекции родительских отношений является когнетивно-поведенческий тренинг, осуществляемый при помощи ролевых игр.
Параллельное ведение двух групп – родительской и детской – позволяют получить некоторые важные сведения и довести до родителей информацию о том, как ребенок воспринимает своих родителей. Именно поэтому в каждое родительское занятие обязательно должен включаться рассказ о событиях в детской группе, таким образом, родители смогут следить за развитием событий в детской группе.
Занятия с родителями проводятся один раз в неделю в течение 2 часов (весь курс занимает 20 часов). Для участия приглашаются оба родителя.
1-е занятие посвящается первичному знакомству родительской группы. Его можно образно назвать «интервью». У каждого человека по очереди берется интервью, задаются вопросы различного характера, каждому задавать не более 3-4 вопросов. Участникам беседы дается установка: отвечать в любой степени откровенности.
Также на первом занятии дается анкета для родителей. (см. Приложение №2).
Цель: выявить представления родителей о целях семейного воспитания.
На этом занятии предлагается деловая игра «Эстафета семейного опыта успешного воспитания детей». (см. Приложение №3)
Следующие занятия ведутся в форме групповых дискуссий. Темы для обсуждений могут быть следующими:
1.«Мы и наши родители. Семейные линии воспитания. Воспроизводство отношений и конфликтов».
2. «Различия между детьми и взрослыми. Важность отношений ребенок – родитель. Взгляд ребенка на окружающий мир».
3.«Ожидаемое поведение на различных этапах возрастного развития. Теории детского развития».
4.«Потребности родителей и стили общения с детьми».
5.«Взаимодействие в семье. Проявление любви. Способы общения и разрешения конфликтов».
6.«Поощрения и наказания. Их психологическое воздействие и воспитательное влияние».
7. «Что родители должны дать своим детям, и как могут обогатить дети своих родителей в процессе повседневного общения?»
8.«Мешает ли ребенок нам в нашей личной жизни? Амбивалентность в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с ними».
9.«На какие тревожные сигналы и родительские стимулы реагируют дети? Вербальное и невербальное общение с ребенком. Роль прикосновений в эмоциональной жизни детей».
10.«Какими нас видят наши дети? Обсуждение детских рисунков по теме: «Как бы я изобразил своих родителей в виде сказочного животного?»
Можно предположить, что метод групповой дискуссии поможет снизить педагогическую и психологическую напряженность в семьях, повысят интерес родителей к ребенку, его проблемам, заботам, даст возможность родителям посмотреть на методы и приемы воспитания собственных детей, позволит значительно расширить арсенал различных средств воздействия на ребенка.
Другие статьи:
Характеристика ощущения, восприятия и памяти у школьников с нарушением
познавательной деятельности
“Ощущения и восприятия – первая ступень познания окружающего мира”[1], которая остаётся важной на протяжении всей жизни. У детей с поражённой нервной системой процессы ощущения и восприятия формируются замедленно, с большим количеством ос ...
Второй и третий годы жизни.
· Когнитивное развитие.
Рассматривается в рамках развития сенсомоторного интеллекта, предметных действий разной степени сложности, оосвоения культурных способов овладения предметами и развития речи. Роль взрослого состоит в предоставлени ...
Проблема изучения семьи в психологической науке.
В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малых групп, породив непривычные для них ...
Разделы