Составной частью коррекции сложных педагогических ситуаций должно быть изучение психологических особенностей, качеств характера родителей при индивидуальной работе с ними. Нужно помочь родителям преодолеть неверные представления, в случае необходимости изменить некоторые свойства характера, особенности поведения, мешающие воспитанию ребенка, налаживанию нормальных взаимоотношений в семье.
Во время индивидуальной консультации родитель должен стать свидетелем и участником психолого-педагогического анализа сложной ситуации, сложившейся у него в семье, это поможет ему поверить в рекомендации, которые дает специалист.
Приведу несколько примеров для анализа. Ситуации подобраны мной из бесед с родителями, дети которых учатся во 2 «В» классе школы №15 г.Мытищи, а также с учителем этого класса.
Ситуация 1: Лена – ученица 2 класса. Она неохотно учится. Ее ничего не интересует – ни учеба, ни книги, ни спорт, ни искусство. На этой почве у нее сложились напряженные отношения с бабушкой и мамой. Бабушка ничего не может с ней сделать.
Описание положения: Родители Лены уехали на длительное время за границу, а ее оставили с бабушкой. Бабушка жалела девочку, выполняла все ее желания. Девочка привыкла к тому, что ей все разрешают и ничего не заставляют делать. Когда приехала мать на некоторое время, ей не понравилось поведение девочки, ее капризность. Мать за короткое время пыталась изменить его, однако Лена сопротивлялась. Дело осложнялось и тем, что бабушка покровительствовала девочке.
Мать Лены хотела, чтобы ее девочка была идеальным ребенком, однако Лена не отличалась особыми талантами или желанием делать что-либо, ленилась и училась на «натянутые» тройки. Мать принуждала ее учиться, заниматься. После любого громкого слова матери девочка начинала плакать, бабушка тотчас же появлялась рядом, чтобы успокоить ее. Лена любит мать, но смотрит на бабушку, как на своего спасителя.
Анализ: В основном Лену воспитывает бабушка, которая избрала либеральный стиль воспитания. Это способствует формированию таких качеств ребенка, как капризность, своеволие, лень.
А когда воспитанием Лены занялась мать, которая за короткое время хотела изменить ее, она натолкнулась на сопротивление девочки. Применяемые ею воспитательные меры радикально отличаются от используемых бабушкой. Мать требовала от девочки высоких результатов учения, что не соответствовало ее возможностям. Но главное то, что у девочки два воспитателя, и оба предъявляют ей различные, несовместимые требования.
Рекомендации: Лена – со средними общеучебными способностями. В процессе воспитания следует действовать, исходя из возможностей и интересов ребенка. Матери следует сменить форму обращения к дочери сухо и императивно, проявлять больше тепла по отношению к ней. Обоим воспитателям нужно быть более сдержанными, выработать единые требования к девочке. Можно увлечь ребенка занятиями, например, танцами или фигурным катанием.
Ситуация 2: Аня – ученица 2 класса. В классе на уроках занимается с удовольствием, активно отвечает на поставленные вопросы. Дома не хочет выполнять домашние задания, пререкается с матерью, старается настоять на своем.
Описание положения: Проверяя домашние тетради, учительница заметила, что домашнее задание в тетради Ани выполнено взрослой рукой. При встрече мать девочки объяснила, что Аня заболела, и поэтому пришлось записывать домашнюю работу ей. Но эти случаи стали учащаться. Учительница перестала ставить отметки за домашнюю работу. Вскоре мать Ани пришла в школу посоветоваться, что же ей делать. Дело в том, что, придя домой, девочка сразу бросала свои вещи на пол и шал смотреть телевизор. После неоднократных просьб матери она шла есть, не убирая после себя, шла опять смотреть телевизор. Аню ничем не обременяли, ничего не заставляли делать. На слова матери: «Иди, делай уроки», Аня отвечала: «Я устала, я хочу отдохнуть и посмотреть телевизор». А когда Аня «отдохнет», то время уже ложиться спать, и мать сама садилась и делала домашнее задание, стараясь записать по-детски.
Другие статьи:
С точки зрения медицины...
Смерть, до начала ХХ века была совершенно понятным и четко объясненным явлением. Но к середине ХХ века существующие критерии смерти потеряли свою четкость, так как представления о ней значительно усложнились.
Для врачей в XVIII или XIX ...
Зарубежные психологи.
Э.Эриксон
принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, пр ...
Формирование у дошкольников представлений о семье
Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется её образ. В семье ребенок включен в деятельность и в процессе ее усваивает накопленные в человеческом мире значения. В исслед ...
Разделы