Рассмотрим конкретный пример индивидуальной терапии в психологическом центре "Личность".
Опишем Рамиля З., 22 года. Жалобы на затруднения с речью, страх общения с другими людьми, спазмы в гортани, нехватка воздуха. Проблемы начались с раннего возраста. Мать -вспыльчивая, властная, раздражительная, своим поведением стремится обратить на себя внимание окружающих, наблюдаются частые аффектные срывы. Отец по характеру очень мягкий, безвольный, в вопросах воспитания детей целиком полагался на жену. Старшая сестра Рамиля часто подавляла его, насмехалась над его застенчивостью, с разрешения матери жестоко наказывала его за малейшие провинности. Рамиль чувствовал, что является нежеланным ребенком, и еще больше замыкался. Впервые почувствовал спазмы в горле и нехватку воздуха, когда после очередного скандала мать заявила: "Ты проклятье на нашем роду". Сестра часто обрывала его, когда он пытался возражать, такими словами, как : "Ты дурак", "Что умного ты можешь сказать".
В играх со сверстниками стремился к лидерству или полулидерству, но, приходя домой, опять ощущал подавляющую власть сестры и замыкался в себе. Уже учась в школе, когда отвечал урок, почувствовал страх сказать что-то не так, появились спазмы, стал заикаться.
С тех пор эти явления повторялись всякий раз, когда Рамиль З. пытался вступить в диалог или выступить на публике.
После беседы с клиентом, а сюда входит: первичное интервью, присоединение, сбор информации (общепринятые закономерности описаны в книге Р. Качюнаса "Основы психологического консультирования"), мы определяем модель мира клиента, его фиксированную установку, жизненный сценарий, куда входят: анализ детства, сказки, фантазии клиента, детские впечатления, отношения с матерью и другими парентальными фигурами, ранние решения, запреты, разрешения.
Вместе с Рамилем мы анализируем его ранние детские впечатления, сопоставляем их с его сегодняшними переживаниями и поведением, в результате чего у клиента происходит ряд катарсисов с осознанием и пониманием корней своих проблем.
Важно также отметить , что во время сеансов индивидуальной психотерапии применяется недирективная эриксоновская терапия. Идет работа с метафорами изменения, при этом учитываются интересы клиента, его профессия, хобби, навыки. Применяя метафоры, терапевт использует речевые обороты клиента, его слова. С самого начала психотерапевт стремится заключить с клиентом контракт Взрослого типа, учитывая объективные потребности клиента.
Терапевт: Что Вы хотите для себя?
Р.З.: Хочу избавиться от страхов, любить жизнь, свободно выражать свои мысли, потребности, желания и уметь их реализовывать.
Терапевт: Что надо для этого сделать?
Р.З.: Разрешить себе это делать.
Терапевт: Что Вы хотите от себя?
Р.З.: Принять мир таким как он есть, быть равноправным членом общества.
Терапевт: Что Вы ожидаете от терапевта?
Р.З.: Сотрудничества, компетентных рекомендаций.
Это, по существу, контракт между Взрослым и Взрослым. И психотерапевт, и клиент знают, ради чего они работают и ясно представляют себе, каким образом должен измениться клиент.
Следующим этапом работы будет анализ жизненного сценария Рамиля З.
В.В. Макаров внес в трансактный анализ свою модель формирования жизненного сценария, который метафорически представлен в виде дерева (см. приложение 4).
После построения "дерева Макарова", полезным способом концептуализации состояний эго является составление диаграмм.
Психотерапевт просит клиента составить эгограмму, идея которой заключается в том, чтобы нарисовать столбик над названием каждого эго-состояния. Высота столбика указывает на то, сколько времени вы находитесь в каждой функциональной части.
ЭГОГРАММА РАМИЛЯ З.
| ||||
КР |
ВР |
В |
АД | |
СД |
где, КР - контролирующий родитель;
ВР - воспитывающий родитель;
В - взрослый;
СД - спонтанный ребенок;
Другие статьи:
Психические аномалии и проблемы их криминогенности
Для предоставления системного анализа субъективных факторов, детерминирующих преступное поведение лиц с психическими аномалиями, мне приходиться оперировать понятиями симптома и синдрома.
Симптом - это отдельный признак патологического с ...
Отличительные особенности творческой личности
Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возр ...
Язык. Его функции. Общение
Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров. И, знач ...
Разделы