Долгое время никто не делал попыток (по крайней мере, успешных) достаточно глубоко разработать положения, выдвинутые в этих работах, и тем более — продолжить дальше мысль К. Юнга. Лишь в 1979 году литовская ученая Аушра Аугустинавичуте заново «открыла» великую идею швейцарского психолога. Она пришла к выводу, что психологический тип является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой. Вокруг нее сложилась группа энтузиастов: математики, врачи, художники, специалисты по вычислительной технике. Их совместными усилиями на фундаменте, который некогда был заложен К. Юнгом, стали возникать контуры здания новой науки, привлекая все новых и новых исследователей.
В чем же новизна соционики, если ее сопоставить с психологическими теориями, существовавшими до нее. Прежде всего — в отходе от специально-психологических понятий. Сделана попытка применить идею Юнга к более широкому спектру характеристик, управляющих сознанием человека. Во внимание берутся, собственно, не одни только психические реакции (как было у Юнга), но и все многообразие связанной с ними деятельности человека. Человек рассматривается как информационная система, имеющая конкретные каналы связи, с характерными для них ограничениями. Человеческое общение, соответственно, понимается как обмен информацией, причем термин «информация» трактуется чрезвычайно широко: информация не обязательно может быть выражена в отвлеченных символах (среди людей улыбка, выразительный жест, интонация — в той же степени и даже более информативны, чем любая вербальная формула). Информационный характер носят и чувства, и даже предчувствия, и настроение собеседника, и эстетические впечатления от произведений литературы, живописи, музыки.
Что представляет собой «информационное поле» нашего общения, чем отличаются друг от друга ««информационные каналы»: одинаково ли действуют они у разных групп людей, а если нет, то закономерна ли их неодинаковость? Как соотносятся между собой разные типы информационных систем? Все это крайне важно понять для создания максимально эффективного рекламного сообщения, способного активно повлиять на поведение человека как потребителя.
Соционическая модель информационного типа
Рассматривая человека как информационную систему, соционика создала информационную модель соционического типа, где каждая функция, являясь элементом информационного обмена, находится на определенном уровне и канале информации
В психике человека выделяют четыре основных канала связи с миром: первый — самый мощный, он определяет тип человека — в зависимости от того, какая функция здесь располагается — логика, этика, сенсорика или интуиция. По этому каналу связи человек получает наиболее полную информацию о мире. Второй канал является «продуктивным», или «творческим» — это область принятия решений, область активного действия. Третий канал характеризуется невысокой энергетикой, с одной стороны, и высокой степенью притязаний человека по данной функции — с другой. Поэтому психическая функция, размещенная здесь, оказывается уязвимой для постороннего воздействия — это точка наименьшего сопротивления. Четвертый канал — суггестивный, по этой функции человек наиболее внушаем, она самая слабая из четырех. Все четыре функции (логическая, эмоциональная, ощущающая и интуитивная) представлены у каждого человека, но с разной степенью интенсивности, распределены на разных каналах и по-разному проявляются в поведении человека.
Каждая функция имеет в соционике графическое и словесное обозначение:
— экстравертированная логика, которая в соционической интерпретации трактуется как деловая логика, эффективность, целесообразность, технология поступков;
— интравертированная логика — абстрактная логика, структура системы, объективные научные теории;
— экстравертированная этика — эмоции, внутреннее состояние, его внешнее проявление;
— интровертированная этика — этика отношений, чувства симпатии-антипатии, любви-ненависти;
— экстравертированная сенсорика — сенсорика волевая, умение овладевать пространством, сила воли, требовательность;
— интровертированная сенсорика — сенсорика ощущений, внутреннее состояние, самочувствие, ощущение комфорта и гармонии;
Другие статьи:
Классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной
психологии.
В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитания понимают многомерное образо ...
Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студент
Система психологической службы ВУЗа является необходимой частью системы образования и в значительной степени отражает ее актуальное состояние и формирует запросы на необходимые виды и способы ее развития.
За время, прошедшее с момента со ...
Техники, наиболее часто используемые в телефонном консультировании.
Во всяком психологическом консультировании существуют свои техники и методики работы, которые помогают консультанту наиболее эффективно и грамотно построить диалог при общении с клиентом. В телефонном консультировании такие техники25 тоже ...
Разделы