Мотивы деятельности

Страница 3

— физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

— экзистенциальные (от латинского слова, означающего бук­вально — существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

— социальные: в социальных связях, общении, привязанно­сти, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной де­ятельности с другими;

— престижные: в самоуважении, уважении со стороны дру­гих, признании, достижении успеха и высокой оценки, служеб­ном росте;

— духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей — первичные (врожденные), а следующие три — вторичные (приоб­ретенные). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки Под ними разумеется общая ориентация человека на определенный социальный объект, вы­ражающая предрасположенность действовать определенным об­разом относительно данного объекта. Например, таким объек­том может быть семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полез­ности для себя, индивид может быть предрасположен к созда­нию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен созда­вать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. Убеждения — это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принци­пы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои дейст­вия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означаю­щее буквально — имеет значение, важно. Интересы людей име­ют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько н? те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохра­нении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит распределе­ние благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к не­скольким социальным группам. Например, молодой человек при­надлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь мате­риальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с дру­гими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит, интересы опре­деляются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них нахо­дят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Физическое Я в структуре Я-концепции
Пионерами в области изучения физического Я в истории психологии были представители психоанализа. Собственно, сам психоанализ «возник благодаря изучению психосоматического аспекта органической симптоматики истерии и невроза страха» (Аммон, ...

Психологические характеристики общения: сущность, структура, форма, виды общения
Что же такое общение ? Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Согласно А.Н.Леонтьеву (1967) общение – это «намеренное влияние и ...

Работа с пациентом по методу символдрамы
Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня тревожности в начальном звене. В результате проведенной работы выявлена «Группа риска» состоящая из детей, у которых после двукратного обследования выявлен повышенный ...