Источник конфликтов, возникающих в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, заключается в различии их взглядов на явления окружающей их действительности. С одной стороны, ребенком движет сила собственных актуальных потребностей, что мешает ему за течением сегодняшней жизни увидеть завтрашний день. С другой стороны, воспитатель исходит в своих действиях именно из завтрашних интересов ребенка, что мешает ему считать сегодняшний день ребенка его реальной, настоящей жизнью. Складывается впечатление, что, с точки зрения того же воспитания, сегодняшний день ребенка не имеет никакого значения, так же, как и то, что волнует его сегодня. Точнее, эти реальности замечаются, но в то же время подразумеваются, что они – факторы, препятствующие воспитанию, и, насколько это возможно, их следует пресекать.
Как подходит в реальной жизни воспитатель?
Исследования показывают, что в основном в семье и школе господствует так называемый авторитарный императивный подход к ребенку. Поскольку воспитатель считает, что его требования служат лучшему будущему ребенка, поскольку он пытается заставить их выполнять, скажем так, с помощью прямого воздействия на воспитанника. Иначе говоря, он пытается подчинить ребенка для того, чтобы воспитать его. В системе средств «подчинения» ребенка подразумеваются методы убеждения, и практика показывает, что в педагогическом процессе преобладают различные виды императивного воздействия: приказ, наказание, порицание, требование, выговор и т.д. В условиях императивного, авторитарного, воспитания личность ребенка ущемлена и подавлена. Такие существенные компоненты психологии ребенка, как его стремление к самостоятельности, потребность ощущать себя взрослым, фактически не учитываются, а возникающие на этой почве противоречия, находящие проявления в поведении ребенка, часто воспринимаются взрослыми как наглость, невоспитанность и т.д. А как раз эти компоненты психологии ребенка и составляют мотивационный источник его поведения, определяя границы его личности. Не учитывать данный мотивационный источник, значит, отрицать личность ребенка. Воспитание, в ходе которого не считаются с мотивационным источником, с движением внутренних сил ребенка, будет только обострять конфликты и учащать их. Подобный воспитательный процесс – педагогика без детей, поскольку она подчиняет ребенка силой и таким образом пытается сформировать его.
Воспитание, разумеется, нелегкое дело и утверждать, что педагогический процесс можно организовать таким образом, при котором он будет бесконфликтным и построенным на полном согласии и сотрудничестве воспитателя и воспитанника, будет неверно. Однако мы считаем, не оправдано и такое положение, при котором воспитатель воспринимает воспитанника как противника. Процесс воспитания не должен походить на борьбу противопоставленных друг другу сил, в которой побеждает сильнейший (как правило, родитель, т.к. его права по отношению к ребенку обширны).
Основные положения классического педагогического наследия касаются не только гуманности целей воспитания, но и в достижении гуманных целей в ходе гуманного педагогического процесса. Эта концепция лежит в основе педагогических учений Я.А.Коменского, Ж Ж Руссо, И.Г.Песталоцци, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака. А.С.Макаренко
дал классическую формулировку этой концепции: «Как можно больше уважения к личности подростка и как можно больше требовательности к нему». (33,1983г.)
Другие статьи:
Заключение.
Инженерная психология, являющаяся особой научной дисциплиной, пограничной для технических и психологических наук, возникла как ответ на нужды научно-технического прогресса. Ее объектом являются системы «человек — машина», а предметом — ...
Учить, но как?
Внутренние действия, которые производят дети, не появляются сами собой. Они формируются на протяжении детства под влиянием взрослых — на основе внешних действий с предметами, поэтому очень важно, чтобы ребенок в раннем детстве постигал ми ...
Определение и классификация эмоций
Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосре ...
Разделы