Мотивы деятельности

Страница 1

Слово «мотив» французского происхождения, в психологии означает то, что побуждает деятельность. Нас интересует во­прос: что движет человеческой деятельностью?

Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мысли­тели разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно — развитием обще­ства.

Одни из них объясняли развитие влиянием географической среды. Так, французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические условия обусловливают индивидуаль­ные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «идеи правят миром». Некоторые из них считали, что это идеи критически мыслящих личностей, которые создают иде­альные проекты общественного устройства. Иной взгляд заклю­чался в том, что историей правит мировой разум. Такой взгляд развивал в своих трудах немецкий философ Гегель.

Еще одна точка зрения на развитие общества состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов.

Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, лю­ди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, про­изводить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Деятельность людей определяется в конечном счете их материальными, экономическими интересами.

Некоторые ученые отрицали возможность объяснения истори­ческих изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. Однако многие ученые и сегодня считают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. Так, в условиях научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором назвали технику и тех­нологию.

Ученые-психологи изучают состояние переживания человека, побуждающее его к деятельности. В мотивах деятельности про­являются потребности человека. Поэтому можно сказать, что мо­тивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетво­рением потребностей. А потребность — это переживаемая и осоз­наваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержа­ния организма человека и развития его личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. На­пример, голод — это нужда в пище, предметом потребности яв­ляется пища. Невозможность справиться с задачей создает нуж­ду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Формирование речи у слепоглухих
Формирование речи на основе коммуникативного подхода в школе слепоглухих на первоначальном этапе сталкивается с рядом трудностей, связанных с особенностями слепоглухого ребенка, а именно: очень слабая потребность в коммуникации и малая сп ...

Виды одаренности.
Согласно определению одаренности, индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики. Одни ...

Работа с пациентом по методу символдрамы
Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня тревожности в начальном звене. В результате проведенной работы выявлена «Группа риска» состоящая из детей, у которых после двукратного обследования выявлен повышенный ...