Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Г. Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов . и лишь они играют главную роль».
Потребности и интересы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания.
Австрийский психолог З. Фрейд (1856—1939), изучавший роль бессознательного, придавал ему большое значение: «Многое в Я безусловно бессознательно, именно то, что следует назвать «ядром Я». Под бессознательным в психологии обычно понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета.
В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное — это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875—1961) считал, что бессознательное— источник творческой фантазии духа, оно существует не только в личности, но и в общественной психологии.
На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т. е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего состояние влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Вспомним слова князя из «Русалки» А. С. Пушкина: «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила». Герой драмы не осознает, какая сила побудила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.
Многие ученые считают, что влечение—это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Первоначально неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам.
Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.
Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, отношение различных возможных целей друг к другу.
Ценностно-рациональное действие характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.
Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида (слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально: душевное волнение; психологи понимают под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание — ярость, ужас, отчаяние и т. п.). Оно может быть реагированием на совершенно необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. п.
Другие статьи:
Второй и третий годы жизни.
· Когнитивное развитие.
Рассматривается в рамках развития сенсомоторного интеллекта, предметных действий разной степени сложности, оосвоения культурных способов овладения предметами и развития речи. Роль взрослого состоит в предоставлени ...
Речь
Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода форма ...
Развитие психики в животном мире.
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на ...
Разделы