Методы и методики изучения сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Психология » Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения » Методы и методики изучения сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Страница 1

Мы изучаем сложные педагогические ситуации в процессе воспитания детей, а именно, отношение к воспитанию в семье младшего школьного возраста. Для этого мы планируем провести исследование.

Для определения состояния внутрисемейных отношений мы используем методику «Кинетический рисунок семьи» Бернса Р.С., Кауфмана С.Х. Используя Методику КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему анализирует проблему актуальных семейных отношений. Детские представления, суждения по поводу осмысления семьи и собственной роли в ней вызывают своеобразные внутренние и внешние реакции, так называемые «странности». Понять до конца их можно только тогда, когда знаешь особенности и механизм детского мышления. Поэтому в данном случае индивидуальное изображение семьи – это просто тематический рисунок, но и довольно обоснованная методика исследования межличностных отношений ребенка.

Методики КРС состоит из 2-х частей:

- рисование своей семьи

- беседа после рисования

Для выполнения задания ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш, ластик. Ребенок рисует приблизительно 30 минут.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».

Во время рисования экспериментатор записывает все спонтанные высказывания ребенка, следит за его мимикой, жестами, а также фиксирует последовательность рисования, сколько раз перерисовываются объекты, задержки в рисовании более 15 сек. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

- Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

- Где работают и ли учатся члены семьи?

- Как в семье распределяются семейные обязанности?

- Каковы взаимоотношения ребенка с другими членами семьи?

- Кто придумал эту деятельность, если она совместная?

- Какие чувства испытывают люди на рисунке, кто самый счастливый, кто несчастный?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

а) анализ структуры рисунка (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);

б) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Выделяется 5 основных групп в зависимости от сложившихся внутрисемейных отношений:

1 – благоприятная семейная ситуация

2 – тревожность

3 – конфликтность в семье

4 – неполноценность автора в семье

5 – враждебность в семейной ситуации

1- благоприятная семейная ситуация

- общая деятельность всех членов семьи – 2б,

- преобладание людей на рисунке – 1б,

- изображение всех членов семьи –2б,

- отсутствие изолированных членов семьи –1б,

- отсутствие штриховки – 1б,

- хорошее качество линий – 1б,

- адекватное распределение людей на листе – 1б.

2 - тревожность:

- штриховка –1б за каждую штриховку,

- линия основания – пол –1б,

- линия над рисунком – 1б,

- линия с сильным нажимом – 1б,

- стирание – 1б за каждый факт,

- преувеличенное внимание к деталям – 1б,

- преобладание вещей – 1б,

- двойные или прерывистые линии – 1б.

3 - конфликтность в семье:

- стирание отдельных фигур – 1б,

- отсутствие основных частей тела у некоторых фигур – 2б,

- выделение отдельных фигур – 2б,

- их изоляция – 2б,

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Тренинг активной релаксации
Нервно-мышечная релаксация необходима по следующим причинам: v стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением; v при ослаблении напряжения мышц можно достигнуть значительного ослабления беспокойства, тревоги и других проявлений пов ...

Клинические проявления
Клинические проявления психопатий характеризуются следующими особенностями. Лица, страдающие этими заболеваниями, отличаются дисгармоничным складом личности, выраженность которой приводит к нарушениям социальной адаптации. Психопатические ...

Адекватность страха
Ряд обычно применяемых стимулов страха в действительности вызывает смех, интерес и исследовательское поведение. Один из способов получения комического эффекта – представление невероятной структуры, которая оказывается безопасной и не нару ...