Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни

Психология » Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни

«Для нас абсолютно достоверным является тот факт, что люди умирают, животные умирают, деревья умирают, птицы умирают. Своей смерти не избежать - она может наступить завтра, а может послезавтра. Это всего лишь вопрос времени».( 22С.3)

Смерть может стать достоянием общественности, когда о ней сообщается в колонке некрологов в газете, но все же это сугубо личное событие. Понятие смерти чрезвычайно приватное, ведь за меня никто не умрет. Смерть является источником страха, это табу, о смерти предпочитают не говорить.

Оказывается для того, чтобы понять жизнь, для того чтобы по-настоящему жить, а не существовать, человеку нужно познать смерть. Не нужно бояться ее, но не нужно также и стремиться победить ее. Необходимо просто познать ее, и это «познание» само приоткроет истинный смысл смерти.

Жизнь и смерть неразделимы; они- две стороны одной медали. Смерть не находится в будущем, она приходит каждое мгновение. Тот, кто заявляет, что смерть связяна с будущим, просто прячется от реальности и продолжает жить иллюзиями. Мы откладываем смерть на будущее потому, что наше эго не в состоянии принять смерть. Однако, понять смерть можно, отказавшись признавать эго центром нашей жизни. Смерть - единственное, что в жизни гарантировано.

Эта абсолютная, горькая и неизбежная правда, наилучшим образом находит свое выражение в латинском изречении “Mors serta, hora inserta” («Самое определенное в жизни-смерть, самое неопределенное ее час» ).(1С.503). И действительно все мы знаем. что смерть неизбежна, но загадка смерти, кошмар смертного конца, венчающего человеческую жизнь, всегда преследующий человека, кажется непостижимым.

В последнее время ученые разных направлений объединили свои усилия для

того, чтобы выработать определенную точку к феномену смерти, склоняясь к поддержке существующей с давних времен теории о посмертном возрождении

человека, о существовании души за порогом времени и пространства. Религия давно уже утвердительно ответила на вопрос о том, что жизнь продолжается и за ее порогом. Наука же категорически это отрицала. Но многие ученые собирали свидетельства о том, что во Вселенной жизнь, а не смерть является главным элементом. Появились гипотезы о существовании параллельных миров, миров, существующих над нашим и среди нашего мира. Дело в том, что до сих пор человеческое сознание не рассматривалось как составная часть картины физического мира. Но сейчас появились утверждения, что те, кто пересек порог, продолжают существовать и обитают на более высоком уровне, чем мы, и их знания шире наших. Ученые признали существование души, некой сущности, субстанции, называемой как угодно—духом, информационным полем, тонкой энергией,—которая не умирает вместе с телом, а способна переходить в другое состояние, другую энергию.

Как видно, проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? И наконец: что же царит в нашем мире- жизнь или смерть. Попытка ответить на эти серьезнейшие вопросы предпринята нами в этой работе.

Степень разработанности проблемы:

С момента появления мира и зарождения жизни на земле ученые, мыслители, художники, писатели, все человечество и каждый из нас в отдельности думали и думают по сей день над проблемой смерти, пытаясь разрешить вопросы связанные с ее тайнами. Платон, Аристотель, Эпикур и Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, Юнг и Адлер.(28) Невозможно здесь изложить полный список психологов, философов, медиков и др., а также их взглядов относительно феномена смерти. Некоторые из них будут изложены нами ниже.

Здесь же хотелось бы задержаться на работах Р. Моуди «Жизнь после смерти»(20) и Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании»(16). Оба являются врачами занимающимися феноменом смерти. Только Р. Моуди работал со случаями, которые четко можно разделить на 3 категории:

· Опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые были реанимированы;

· Опыт людей, которые в результате аварии либо опасного ранения или болезни были очень близки к состоянию физической смерти;

· Ощущения людей, которые находились при смерти и рассказывали о них другим людям, находившимся рядом.

Работа Элизабет Кюблер-Росс заключалась в наблюдение за людьми перед смертью.Ее целью было выявить то общее и различное, что испытывают люди находящиеся у «порога вечности».

Объект исследования

:

В качестве объекта нашего исследования выступили жители г.Баку в возрасте от 8 до 76 лет.

Предмет исследования

:

Предметом нашего исследования явилось наличие или отсутствие у личности таких эмоциональных особенностей, как тревожность, фрустрация, угнетенное настроение, страх, а также частота думания при мысли о феномене смерти.

Гипотеза:

Страх, тревога и озабоченность проблемой смерти возникает у людей в более поздние десятилетия жизненного пути.

Цель исследования

заключается в том, чтобы выявить наличие или отсутствие у личности таких эмоциональных состояний, как страх, тревога, фрустрация и угнетенное настроение при мысли о смерти в тот или иной возрстной период жизни.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач

:

1. Анализ научной и художественной литературы посвященной изучению феномена смерти.

2. С помощью набора психологических тестов изучить эмоциональное состояние людей относительно феномена смерти.

3. Обработка и интерпретация собранного фактического материала.

Методы исследования: беседа, наблюдение, цветовой личностный тест М. Люшера, тест «Рисование смерти», психологический тест – опросник, первичная статистическая обработка полученных данных.

Научная новизна работы

состоит в том, что в ней впервые изучается эмоциональное состояние личности в момент думания о смерти, сам феномен смерти, а также отношение к нему в разные возрастные периоды жизни.

Теоретическая значимость работы

заключается в том, что данная магистарская диссертация может служить в качестве дополнительного лекционного материала к основному курсу «Психология религии».

Практическая значимость работы

состоит в том, что полученный, путем первичной статистической обработки, фактический материал может быть использован с целью дальнейшего психологического изучения проблемы смерти. Апробация:

основное содержание магистрской диссертации а также некоторые замечания и рекомендации к ней были обсуждены на научно-практической конференции в 2004г.

Структура работы:

Магистрская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Данная работа изложена на 76 страницах машинописного текста.

Другие статьи:

Заключение.
Сопоставляя работы трёх вышеперечисленных врачей-психологов, можно сделать вывод, о различии их взглядов на сновидение, анализ и толкование снов. Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими ...

Способы обнаружения лжи
В книге И. Вагина описана техника обнаружения лжи, которая позволит человеку, заподозрившему обман, оценить, насколько обоснованы или безосновательны его подозрения. В книге приведены основные поведенческие ошибки, которые совершает лжец ...

Квадры
Две дуальные пары, связанные отношениями активации и зеркальности составляют квадру. Квадра — это соционическая группа, в которой осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулиро­вание, психологиче ...