В нашем исследовании анализу были подвергнуты такие эмоциональные особенности личности, как: эмоциональное состояние личности на момент начала проведения эксперимента и при его окончании, наличие или отсутствие угнетенного настроения, наличие или отсутствие тревожности и т.д.
На основании сбора и анализа полученного фактического материала, после проведения первичной статистической обработки можно выявить следующие возрастные различия между возрастными группами. Для начала хотелось бы описать отношение к феномену смерти с позиции каждой возрастной группы, а затем имеющиеся сходства и различия между ними.
Первая возрастная категория(от 8 до 15 лет).
После проведения цветового теста М. Люшера и последующей ранговой раскладки цвета в данной возрастной группе был получен следующий первичный цветовой ряд: 31452706. Это свидетельствует, что на начало эксперимента в группе присутствовал следующий эмоциональный настрой: стремление к активной деятельности, богатым впечатлениям и переживаниям, чарующей близости и жизни наполненной множеством ярких событий и переживаний, правда при налачие застоя физических потребностей. Тревожность на данный момент отсутствует.
В рисунках присутствует «детский дух» отношения к смерти.Отсутствует абстрактное мышление. Об этом свидетельствует восприятие самой смерти (смерть с косой, предметы возможной смерти, последние минуты жизни). Цвета предпочитаемые при рисовании, это красный, синий, зеленый и желтый. Темные оттенки практически отсутствуют.
Данные теста – опросника мы решили изложить в таблице, которая приведена в приложение ( см. Таблицу № 1).
Большинство из отвечающих выбирали предложенные ответы, но также были предложены и свои. Так например, на вопрос с какой музыкой вы могли бы сравнить смерть, 13% ответили, что это грустная песня без слов. На счет цвета смерти, 23% ответили, что цвет у смерти отсутствует. 20% опрошенных школьников хотят умереть совершая подвиги, и 36% считают, что проживут они столько, сколько им отведено судьбой и не им решать о возрасте. Кроме того мы просили назвать смерть другим словом. Ответов было много. Но большинство всказали идею о том , что смерть – это другая жизнь.
Как завершающий тест, проводилась вторичная ранговая раскладка цвета, и был выявлен следующий цветовой ряд: 13425076
Итак, давайте посмотрим изменилось ли отношение к смерти у школьников. Как мы видим тревога отсутствует и в данном случае, но на смену неугомонной активности пришел покой и гормония, успокоение и удовлетворение. Появляется трезвое и напряженное внимание, стремление выработать свое собственное суждение, требование собственной независимости и уважения, которое они пытаются найти в близком и спокойном общении.
Вывод:
В возрасте до 15 лет, человек воспринимает смерть как конец жизни, наступающий тогда, когда придет время.Сравнивает смерть с тихой и спокойной музыкой, глубоким сном, завядшем цветком, и в темных тонах. Не было выявлено наличие тревоги и угнетенного настроения.
Вторая возрастная группа (16-30) лет
.
Первичная ранговая раскладка по Люшеру следующая: 13524076. Присутствует стремление к тесному союзу, основанному на гармонии и самопожертвовании. Поиск нежных, приятных и чарующих отношений.Имеется предрасположенность к чуственному реагированию. Тревога отсутствует.
Рисунки в данной возрастной группе несколько отличаются между собой, но во всех можно проследить тревожное настроение. Об этом свидетельствуют черные тона присутствующие в рисунках. Большинство опрошенных рисовали
лицо, причем с иронической улыбкой. Скорее всего это свидетельствует о присутствие некоего бессознательного страха, и еще была выявлена
нервозность. Почти все рисунки были выполнены штриховым, грубым закрашиванием.
Результаты анкетирования мы опять приводим в таблице № 2 (см.Приложение).
Как видно из таблицы большинство опрошенных предлагали свои ответы на вопросы, т.е. это свидететельствует о том, что человек начинает задумываться о смерти, обдумывать и принимать либо не принимать факт ее существования.
Давайте проанализируем эти ответы. Мнения касательно наличия у смерти лица разделись ровно пополам. 15 человек считают, что оно есть, а 15, что его нет. Так какое оно? Оно прекрасное, отважное с огромными глазами. Полагаясь на ответы на вопрос, что вы чуствуете, когда думаете что тоже умрете, 23% восприняли это как должную неизбежность. Один ответ мне очень понравился: последние минуты жизни сравниваются с водопадом (красиво). Каким другим словом назвали смерть представители этой возрастной группы. Смерть – бесконечный тоннель, путешествие в другое измерение.
Другие статьи:
Социально-психологичский тренинг
Посмотрим на то, какие определения даются социально-психологическому тренингу в отечественной литературе. Для Л. А. Петровской социально-психологический тренинг — это « .практика психологического воздействия, основанная на активных метод ...
Психосемиотика в трудовой деятельности
Научно-технический прогресс усиливает роль человеческого фактора. Это выражается в интенсификации психической деятельности человека, находящегося в производственной сфере, в многократном увеличении объектов (предметов) деятельности, акт ...
Структура личности. Общее и индивидуальное в
психике человека.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Л ...
Разделы