Сегодня
наша социальная структура, равно как и философия, религия и медицина, почти ничего не могут предложить для душевных мук умирающего. Соответсвенно специалист, работающий в условиях такой культуры, практически ничего не может предложить в качестве позитивной альтернативы умирающим: более разумно помогать тому, у кого есть шансы вернуться к продуктивной жизни, нежели тому, кто более не в состоянии вносить вклад в развитие общества и в ближайшем будущем физтчески перестанет существовать.
Кроме того, работа с умирающими и их семьями крайне трудна. Она не только предъявляет высокие требования и сложна по своей сути, но и происходит в неблагоприятных условиях, пронизанных пессимизмом. Психотерапевт постоянно соприкасается с сильными и болезненными эмоциями, предопределенными обстоятельствами, в которых находятся умирающий и его близкие. К тому же личные отношения с человеком, находящимся на пороге смерти, могут пробуждать собственную тревогу, связанную с идеей биологической кончины. Как показывают исследования, осознание смерти организмом находится практически на клеточном уровне и представляется главной прчиной неестественногоуклонения от связанных с нею проблем. А в условиях полного отсутствия социальных, психологических, философских и духовных систем, обеспечивающих поддержку и могущих быть противопоставленными этому страху, последний становится важнейшим препятствием в работе с умирающими и основным сдерживающим фактором в деле оказания им эффективной помощи.
Правда, в противовес того, что было сказано выше две культуры в истории человечества проявили особое внимание и выказали особое знание, касающееся прцесса умирания: египетская и тибетская. Их священнослужители исполняли
сложные ритуалы для облегчения последнго перехода и разработали сложнейшие карты, служашие инструкциями в посмертном путешествии души. В письменной форме данные руководства известны нам под названиями «Египетская книга мертвых»(32) и «Тибетская книга мертвых»(3). Рассмотрим каждую из них вкратце.
«Египетская книга мертвых» - заглавие собрания погребальных текстов, которые древние египетские писцы составляли на благо знатного покойника. Они состоят из заговоров, заклинаний, гимнов, плачей, магических формул и молитв. От первой до последней строки в текстах проявляется непоколебимая вера египтян в воскресение и бессмертие души.
Согласно египетской мифологии бог Солнца Атум-Ра днем проплывает в ладье по небу. В час заката солнечная ладья проходит через горную цепь на западе и ночью продолжает путь через Туат, потусторонний мир и обитель мертвых. Область Туат, называемая Секхет Аару, является царством Осириса. Сюда допускались только те, кто благополучно прошел через судилище в зале Маат. Туат подразделялся на 12 областей по числу часов, которые солнечная барка проводила в потустороннем мире ночью. Перед входом в каждую из них находились врата, охраняемые тремя божествами-стражами и представляющие особые опасности для обитателей солнечной ладьи. Спутникам бога Солнца приходилось пробиваться сквозь места, озаряемые огнем, где жара, клубы дыма и ядовитых испарений оюжигали ноздри и рты. Ужасные существа, фантастические создания и чудовищные змеи подстерегали их по пути. Самой страшной из опасностей был брат Осириса Сет в образе гигантского змея, пытающегося пожрать солнечный диск. Ежедневно Афу-Ра завершает путешествие через Туат, преодолевает все опасности, с помощью богини-кошки Бастет убивает Ааепа и поднимается над восточными горами, даруя тепло, свет и жизнь. Египтяне полагали, что души умерших проходят через ту же борьбу и превращения, что и Афу-ра.(32)
«Бардо Тедоль», или «Тибетская книга мертвых», относится к гораздо более позднему времени, чем ее египетский аналог. «Бардо тедоль» является руководством для умирающих и умерших, наставлением, помогающим отправившимся в путь определять различные фазы промежуточного состояния между смертью и новым рождением и достичь освобождения. Всего тибетцы различают 6 промежуточных состояний, или бардо.
Естественное бардо – период внутриутробного существования.
Вторым - бардо, в котором пребывают во время сна.
Третье бардо достигается в состоянии экстатического равновесия во время глубокой медитации.
Оставшиеся три бардо связаны со смертью и новым рождением: бардо момента смерти; бардо, когда в состоянии наступающему после смерти, переживаются кармические иллюзии; и бардо процесса возвращения в существование в сансаре путем устремления к новому рождению.
В «Бардо Тодоль» описываютя события происходящие на психическом плане в момент смерти: телесное чувство давления («земля погружается в воду»), превращение сковывающего холода в лихорадочную жару («вода погружается в огонь») и возникновение ощущения, словно тело разрывается на мельчайшие частицы («огонь погружается в воздух»). В момент кончины умирающие видят «Изначальный ясный свет». Если они не охвачены всепоглащающим напряжением, то могут мнгновенно достичь освобождения. Если же замешкаются,- то позже им снова представится подобная возможность, в тот момент, когда над ними засияет второй источник ясного света. Упустив эту возможность, они должны будут проходить через трудную для понимания последовательность духовных событий, в ходе которых их сознание постепенно все более отдаляется от освобождающей истины по мере приближения к новому рождению.(3С.531-590).
Другие статьи:
Творческая личность
В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д.
Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание ос ...
Символдрама как один из методов психотерапии
Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод «сновидений наяву») - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко ...
«Странный ребенок»
Маленький мальчик стоит у окна. Рукой он держит занавеску, которую торопливо, шумно передвигает перед собой в зад и вперед. Внезапно он прекращает это занятие, но в остальном его поведение остается без каких-либо изменений. Кажется , он ...
Разделы