Смерть, до начала ХХ века была совершенно понятным и четко объясненным явлением. Но к середине ХХ века существующие критерии смерти потеряли свою четкость, так как представления о ней значительно усложнились.
Для врачей в XVIII или XIX веке смерть означала прекращение сердцебиения и дыхания. При остановке сердцебиения и дыхания, когда человек не реагировал на щипки ( или другие стимулы ), когда его челюсть отпадала, а глаза широко раскрывались, смерть была практически неизбежным диагнозом.
После смерти глаза открываются и приобретают «кукольный» вид, то есть они двигаются вместе с головой, в каком бы направлении ее ни поворачивали, рефлексы отсутствуют. Классическим тестом XVIII – XIX веков было поднесение зеркальца ко рту. Если зеркальце не затуманивалось, смерть считалась доказанной. В те дни диагноз был очень простым, но постепенно, по мере совершенствования методов реанимации, граница между жизнью и смертью стала менее четкой. Теперь нам приходится делить смерть на две категории: клиническую и биологическую.
Итак, давайте разберемся, что есть клиническая, а что биологическая смерть.
2 курс: Преподаватель: - Расскажите пожалуйста, что такое клиническая и биологическая смерть? Студент(после небольшой паузы): - Ну, . клиническая смерть - это смерть в клинике, а биологическая - на природе.(30).
Клиническая смерть означает, что сердце перестало биться и дыхание остановилось. На этом этапе имеется всего 3 – 5 минут, чтобы начать закачивать кислород в легкие человека, для вентиляции и заставить сердце заработать снова. 5 минут считается максимально допустимым пределом. Дело в том, что если сердце не начинает биться снова в течение 5 минут, снабжая мозг кислородом, то наступают необратимые изменения мозговых тканей. Человека по-прежнему можно оживить, но он, скорее всего, потеряет разум. Правда, есть одно «но», при котором можно нарушить правило «пяти минут».
Чем ниже температура тела при прекращении сердцебиения и дыхания, тем выше шансы для оживления пациента без ущерба для его мозговой деятельности.(18С.42).
В больницах пациентов при наступлении клинической смерти подключают к аппаратам поддержки жизненных функций и проводят всевозможные медицинские манипуляции. В результате через некоторое время их, возможно, реанимируют. Иногда они приходят в себя в больничном морге.
Клиническая смерть – это первый этап. После клинической смерти реанимация возможна. Однако существует граница, за которой наступает биологическая смерть.
На самом упрощенном уровне понимания биологическая смерть представляет собой клеточную дезинтеграцию. Когда мышечный белок распадается и происходит трупное окоченение, называемое rigor mortis, Труп гораздо легче поднять, когда мышечный протеин начинает распадаться и тело становиться жестким. На более раннем этапе, пока не пройдет примерно 4 часа после смерти – это все равно что поднимать мешок с картошкой.
С понятием биологический смерти связаны два основных фактора. Первый – необратимое нарушение мозговых тканей. Если ваш мозг превратился в подобие овсянки, то вы больше не воскреснете, по крайней мере, в этом теле! Вторым фактором является клеточная смерть.
Теперь мы хотели бы сосредоточить ваше внимание на анатомии смерти. Думали ли вы когда-нибудь о том, как много клеток содержится в человеческом теле? По самой приблизительной оценке их 60 триллионов. Биологическая смерть наступает, когда клетки начинают распадаться или разлагаться. Трупное окоченение – несомненный признак клеточного распада, представляющего собой необратимый процесс.(18С.135).
Каждая клетка состоит из внешней клеточной мембраны и центрального ядра. Клетка представляет собой самомтоятельную органическую систему. У них есть эквивалентные подразделения, называемые органеллами. Одна из самых
важных клеточных органелл называется лизосомой, которые содержат энзим, растворяющий белок. Функция лизосом заключается в переваривании клеточных отходов. Когда наступает биологическая смерть, лизисомы выбрасывают свое содержимое в каждую из 60 триллионов клеток организма и постепенно, за 24 часа, все клетки умирают.
Поэтому на этапе биологической смерти тело в буквальном смысле растворяется в кислотах, выработанных его собственными клетками. Это все равно, что смыть себя в раковину и отправиться в канализацию. Когда это происходит, не думаю, что кто-то или что-то могут вернуть вас к жизни. После наступления биологической смерти тело гибнет безвозвратно.
Остается выяснить как определить, находится человек в состоянии клинической или биологической смерти? В настоящее время это делают с помощью электроэнцефалограммы и электрокардиограммы. Правда, одно время пользовались еще одним методом. Брали кровь на анализ из сонной артерии ( снабжает мозг кровью ) и из яремной вены ( отводит кровь от мозга ), а затем сравнивали уровень кислорода в крови. Если уровень кислорода в яремной вене был ниже, чем уровень кислорода в сонной артерии, это означало, что в мозге происходит какой-то метаболизм, даже несмотря на ровную линию ЭКГ. Этот важный тест не раз помог провести различие между клинической и биологической смертью.
Другие статьи:
Миндалина и эмоциональная память
В 1937 г. чикагские исследователи Г. Клювер и П. Бьюси опубликовали результаты опытов с удалением у обезьян обеих височных долей вместе с миндалиной и гиппокампом. После операции у обезьян наблюдалось странное поведение. У них пропала вся ...
Способности в структуре субъекта педагогической деятельности.
Для того, чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к спе ...
Стереотипы в общении педагогов.
Существует тесная связь между продуктивностью педагогической деятельности и эффективностью познания педагогом личности учащихся. Механизм стереотипизации
«работает» и в процессе познания педагогом личности учащегося.
У педагога под влия ...
Разделы