Благодаря трудам И.П. Павлова возникла и развилась физиология ВНД, основная задача которой- изучение закономерностей и механизмов работы головного мозга.
Мы уже рассмотрели те общие истоки изучения деятельности мозга, которые были связаны с развитием различных областей психологии, и в первую очередь с экспериментальной психологией и зоопсихологией. Однако помимо этих общих предпосылок значительно большее влияние на возникновение учения о ВНД оказали успехи в физиологии, и в первую очередь в физиологии ЦНС. Поэтому, говоря о непосредственных истоках павловской теории работы мозга, следует указать на главные предпосылки.
Первой предпосылкой следует считать работы И.М. Сеченова о центральном торможении, последствиях (сохранении следов возбуждения) в нервной системе, суммации подпороговых раздражений, ритмической, электрической активности в продолговатом мозге и его знаменитую гипотезу о рефлекторных механизмах мозга.
Второй педпосылкой послужили достижения отечественной и зарубежной физиологии, сосредоточившей внимание на роли нервной в деятельности организма, при этом существенную рорль нервной системы в деятельности организма, при этом единственную роль сыграли клинические наблюдения и идеи С.П. Боткина(1832-1889). В результате этого формировался «нервизм», т.е. направление, придающее доминирующее значение нервной системе в регуляции функций организма, поддержании его целостности и адаптации к среде.
Третьей предпосылкой явился материалистический взгляд на психику, получившей дальнейшее развитие в трудах русских революционных демокритов В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена(1812-1870), Д.И. Писарева(1840-1868), Н.Г. Чернышевского(1828-1889) и др. В борьбе с крепостничеством и самодержавием они формировали новое мировоззрение, для обоснования которого находили доказательства не только в общественных, но и в естественных науках. Для них было очевидно, что представления психологов и философов-идеалистов о душе, отделённой от тела человека, не подтверждены опытом, они вытекают не из экспериментов и наблюдений, а из чистого умозрения. «Сами выдумали,-говорил Герцен,- духовные силы, да удивляются, что их ни найти нельзя, ни понять нельзя». Весьма резко и с большим убеждением против идеалистических взглядов на психику выступали все революционеры-демократы.
Из сказанного следует, что павловское учение зиждётся, главным образом, на успехах отечественной научной мысли, которая, в свою очередь, уходит корнями в развитие революционно-демократических идей в России. Достаточно напомнить, что филосовской предпосылкой развития русской физиологии, основоположником которой стал И.М. Сеченов, послужили воззрения революционных демократов. Они оказали влияние и на научное мировоззрения И.П. Павлова. Даже если бы не знали того факта, что И.П. Павлов, будучи семирамистом, вместе с товарищами тайком от начальства читал сочинения Писарева и другие запрещённые книги, что И.М. Сеченов поддерживал личное знакомство и дружбу со многими передовыми людьми своего века, то, судя по преемственности основополагающих научно-методологических, филосовских представлений, можно было бы сказать, что такое влияние действительно имелось.
Другие статьи:
Понятие стресса
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье ...
Стресс – стиль жизни?
Стрессовый стиль жизни
Человек при этом испытывает хронический неослабевающий стресс. Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций. Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье ...
Особенности системы отношений.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра. У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со стороны. В ...
Разделы