В настоящее время условные рефлексы изучают в США, Японии, Германии, Польше, Венгрии, Кубе, Уругвае и ряде других стран. В связи с этим созданы специальные учреждения, например физиологическая лаборатория им. И.П. Павлова в Балтиморе (США), Институт высшей нервной деятельности в Осаке (Япония), основаны специальные журналы в США и Чехии, организованы Ассоциация высшей нервной деятельности при Международном психиатрическом обществе и Американское психиатрическое общество им. И.П. Павлова. Вот далеко не полный перечень фактов признания мировой наукой идей Павлова. Особенно большое влияние учение И.П. Павлова имело на американский бихевиоризм. В 40-х годах вышел ряд монографий (Хилгард и Маркис «Условные рефлексы и обучение», 1940;) Халл «Принципы поведения», 1943; Хебб «Организация поведения», 1949; и др.), специально посвящённых изучению различных сторон условнорефлекторной деятельности. В частности, Халлу принадлежит интересная попытка выразить в виде материалистических формул связь между такими параметрами, как прочность выработки рефлекса, число сочетаний, величины оставления условного стимула от безусловного и некоторыми другими. Большую известность приобрела также монография Хебба, в которой он высказал ряд интересных гипотез о нейронных механизмах замыкания временной связи. Эти тенденции отражены в большинстве современных руководств по экспериментальной психологии.
Современные исследователи приняли объективный метод изучения функции мозга- метод условных рефлексов- и стремятся познать природу и внутренние механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления, сознания, темперамента, характера, сна, сновидений и гипноза, а также роль при этом отдельных структур мозга. С этой целью они устремились к изучению глубин мозга, к молекулярным, клеточным и субклеточным основам его высших функций. Электрофизиологические и нейрохимические микро-методы, электронномикроскопическая и вычислительная техника позволяют современным исследователям мозга накапливать сведения о внутримозговых процессах. При этом достижения классической физиологии не отвергаются, а уточняются и становятся основой дальнейших исследований целостной деятельности мозга, которая есть следствие работы не отдельных молекул и клеток, а множества их систем, составляющих мозговую массу.
История науки о психике уходит корнями во взгляды древнегреческих философов Демокрита, Платона, Аристотеля и других, и характеризуется борьбой двух мировоззрений- материалистического и идеалистического. Материалистический взгляд на психику выдержал в течение почти двух с половиной тысячелетий сильнейшее сопротивление и притеснение со стороны идеализма, который был признан официальной идеологией церкви. Тем не менее постепенно, благодаря прогрессу в обществе и науке, материалистическое направление в изучении мозга привело к созданию научной теории о работе мозга.
Велика роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в возникновении и развитии материалистического подхода к исследованию мозга. Исключительное значение приобрела деятельность И.П. Павлова, который, опираясь на выдающиеся работы И.М. Сеченова, на материалистические идеи русских революционных демократов, на главнейшие достижения отечественной и зарубежной физиологии и медицины, заложил фундамент истинного научного исследования психической деятельности. Созданная им физиология высшей нервной деятельности, в отличие от ряда экспериментально- психологических направлений, поставила своей целью выяснение внутренних механизмов работы головного мозга человека и животных.
Другие статьи:
Зарождение этической мысли древней Греции в эпоху Гомера и
Геосида
Этика будучи по преимуществу учением о добродетелях, о добродетельной, совершенной, личности, содержала в значительном виде едва ли не все типы теоретических объяснений и нормативных решений, которые получили развернутое обоснование в по ...
Частые проблемы телефонной помощи подросткам.
Телефонное консультирование ориентировано на психологическую помощь людям любого возраста. Каждый из периодов жизни человека имеет неповторимые особенности, накладывающие свой отпечаток на переживаемые психологические проблемы. Поэтому в ...
Самооценка и уровень притязаний
Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов , посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представле ...
Разделы