Термин «Я-концепция» (на английском “self-conception”, дословно – «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание».
Я-концепция является одним из центральных понятий во многих психологических теориях.
Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение человека занимались такие известные психологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс и многие другие.
Одна из наиболее известных работ, посвященных Я-концепции - работа Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание». Суммируя опыт многих исследователей, Р.Бернс определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции называются образом Я или картиной Я.
Составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называется самооценкой или принятием себя.
Так, например, человек может думать: «Я – умный, общительный, находчивый (образ Я), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки (образ Я), и мне это неприятно (самооценка)». Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения, принадлежащие ему предметы и многое другое.
Я-концепция – это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем.
Я-концепция – это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания .
Я-концепция формируется в процессе воспитания, социализации, но имеет и определенные индивидуально-природные обусловленности.
Я-концепцию можно рассматривать как установку человека по отношению к себе. Как всякая установка, она включает в себя:
убеждение, которое может быть обоснованным или необоснованным (когнитивная составляющая);
эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая);
выражение перечисленного выше в поведении (поведенческая составляющая).
Представления о себе (когнитивная составляющая Я-концепции), как правило, кажутся человеку , безусловно убедительными вне зависимости от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Характеристики человека как объекта можно перечислять до бесконечности, описывая его внешний вид, пол, возраст, психологические характеристики, социальный статус, его роли, жизненные цели, даже имущество. Все эти составляющие входят в самоописание с разной долей значимости – одни представляются более значимыми, другие – менее. Я-концепция характеризует человека как неповторимое существо, обладающее отличительным набором качеств.
В большинстве качеств, которые мы приписываем своей личности, присутствует оценочный момент, в некоторых явно, в некоторых скрыто. Критериями оценок обычно являются современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стандарты, стереотипы восприятия, моральные принципы, правила поведения, усвоенные им в течение жизни. Оценочный смысл отражает субъективно предполагаемую человеком реакцию на него окружающих.
Другие статьи:
Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного ...
Причины стресса на рабочем месте
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
v факторы стресса вне организации;
v групповые факторы стресса;
v факторы стресса, связанные с организацией;
Рассмотри их под ...
Ролевой конфликт
Актуальность исследования ролевого конфликта работающей женщины обусловлена рядом причин, теоретического и практического характера. Профессиональная деятельность, способствуя реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущен ...
Разделы