В книге И.М. Сеченова нашли развитие материалистические взгляды Ламерти о машинности работы головного мозга. Разумеется, это не были попытки отожествления работы мозга и машин. Взгляды великого физиолога были основаны на фактических данных о работе органов чувств и мышц как чувствительных приборов. Он говорил об естественном развитии взгляда на машинность мозга в силу развития техники, но это был только приём, подход, метод анализа.
И.М. Сеченов при этом мудро предупреждает, что «…мозг- ведь это самая причудливая машина в мире. Будем же скромны и осторожны в заключениях». ( И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, 1952, с149.) Обратив внимание на роль кинестезии в мышечном движении, он отчётливо сформулировал представление об этом виде рецепции, как об обратной связи. Сеченов считал, что при движениях от мышц в мозг поступают импульсы, которые служат сигналами состояния мышц. В результате многократных повторений сигналы или их следы (воспоминания) вызывают движения. Эти мышцы И.М. Сеченова стали основой представления И.П. Павлова и его последователей о механизмах произвольных движений. В наше время они приобрели особое значение в связи с применением кибернетической теории обратных связей в нейрофизиологии и с представлением о саморегуляторных механизмах нервной системы.
Павловская физиология высшей нервной деятельности принципиально отличалась от экспериментальной психологии, в частности от американского бихевиоризма, тем, что ставила своей целью изучения механизмов работы головного мозга, полностью отрицая наличие каких- либо явлений, которые нельзя познать объективно. К этому времени в России уже сформировалось материалистическое направление в психологии, неразрывно связанное с психиатрией и отличавшееся от направления русских психологов- идеалистов Г.И. Челпанова, А.И. Веденского и др Н.Н. Ланге, изучавший время реакции, сформулировал теорию моторного внимания, основанную на зависимости двигательного акта от мышечного чувства и развивавшую взгляд И.М. Сеченова на роль кинестезии в мышечном движении. Психиатры С.С. Корсаков и А.А. Токарский считали, что источником познания человека служат ощущения, возникающие в мозге в результате воздействия внешнего мира на органы чувств. Они пропагандировали внедрение в психологию объективного метода исследования. Психиатр, анатом и психолог В.М. Бехтерёв, начавший в 1906 году изучение приобретённой рефлекторной деятельности мозга человека и животных объективным методом, по праву считается одним из основоположником материалистического изучения психики человека.
Психолог А.Ф. Лазурский в теории индивидуальных особенностей исходит из представления о различных нервных центрах и обусловленности характера человека его нервными процессами. Таким образом, новые физиологические представления И.П. Павлова не были чужды взглядам отечественных прогрессивных психологов. Значительную роль сыграла теория И.П. Павлова в развитии советской психологии. Не без влияния с её стороны эта наука порвала связь с откровенно идеалистическими направлениями и механистическими заблуждениями, существовавшими в дореволюционное время.
Зарубежные физиологи отнеслись к начинаниям И.П. Павлова либо сдержано, либо явно отрицательно. Выдающийся английский физиолог 20-ого века, глава крупнейшего неврологического направления Ч. Шеррингтон при встрече с Павловым сказал, что теория условных рефлексов не найдёт применения в Англии, потому что от этих рефлексов «пахнет материализмом». Именно в материализме и было всё дело. Павлов взял на себя смелость прикоснуться к традиционно запретной для физиологии функции, именовавшейся психической и находившейся в ведении психологии и философии.
Другие статьи:
Структура способностей
Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не мо ...
Понятие социальной ситуации.
Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка
Обстоятельство - условия, определяющие положение, существование чего-нибудь.
(С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М., 1987. - С. 587).
Одним из важнейших ключевых поня ...
Стороны коммуникативного фактора.
Необходимо выделить в коммуникативном факторе три стороны, каждая из которых представляет собой результат устоявшихся за многие месяцы контактов ребенка с окружающими взрослыми:
· эмоциональные контакты,
· контакты в ходе совместных дей ...
Разделы