Канал E® y
Поток информации, приходящий по каналам массовых коммуникаций, а также знаниваемый поток, приходящий из системы образования и науки, служат для формирования рациональной и эмоционально-образной актуализированной картины действительности. Этот канал сегодня наиболее сильно влияет на массовое сознание, декларируя комплекс вкусовых предпочтений: эстетических, этических, идеологических.
Специфика второй половины XX века, по отношению ко всей предыдущей истории человечества, здесь в том, что:
· Современные социальные коммуникации любого рода в значительной степени онаучены и рационализованы как по содержанию, так и по методологии подачи информации. Это продолжает удерживать науку на пьедестале истины в последней инстанции, на фоне участившейся критики рационального знания, осуществляющейся, впрочем, тоже в русле науки. Несмотря на просыпающиеся время от времени протестующие движения (типа “хиппи” или “хакеры”), формула современного цивилизованного образа жизни “образование - знание - успех – благополучие” лишь укрепляется.
· Культурно-образный и тем более духовный (в данном случае через соборность или, что точнее, церковь) компонент социальных коммуникаций значительно нивелирован по отношению к рациональному.
· Вместе с тем система образования и науки переживает кризис, обусловленный тем, что уже не в состоянии давать знания, гарантированно обеспечивающие успех и благополучие, на которые рассчитывает обыватель.
· СМИ переживают расцвет и пребывают в упоении своей так называемой четвертой властью, так как все в большей степени приобретают возможность управлять не только сознанием, но и подсознанием масс, заслоняя собой другие коммуникационные каналы.
Иными словами, состояние с социальными коммуникациями сегодня далеко от идиллического. Налицо уже знакомые цивилизационные дисбалансы, которые, как мы убедились, являются признаками развивающегося экологического кризиса. Итак, информационный образ мира, поступающий по каналам социальных коммуникаций, сегодня в значительной степени поврежден, что сказывается на формирующейся с его помощью картине мира в индивидуальных сознаниях.
В целом эти повреждения сводятся к следующим:
· Внедрение упрощенно-рационалистических абстрактных моделей бытия, не имеющих чувственно–эмоционального подкрепления. В результате, например, в языке появляется много слов, не имеющих содержания для большинства тех, кто ими пользуется, что обедняет их межличностный коммуникативный канал.
· Потеря чувствительности к высшим проявлениям бытия, со-бытия с трансреальностью вследствие доминирования левополушарных форм мышления; утрата эстетических и этических ценностных ориентиров.
· Обесценивание знания вследствие его общедоступности, и утрата способности различать знание и информацию; происходит смещение понимания знания как самоценности в сторону понимания знания как инструмента - орудия.
· Захват средствами массовой информации социально–коммуникативного канала, насыщенного, даже перегруженного готовыми к употреблению образами, провоцирует утрату психикой способности самостоятельно генерировать образы. Фактически здесь речь уже идет об информационно–образной наркомании, как при табакокурении: никотин, естественно вырабатываемый в организме, черпается из внешнего источника, в результате соответствующая функция организма атрофируется.
Все эти факторы можно с полным правом отнести к психологическому загрязнению, но уже системного свойства, следовательно, “очищение” данного канала возможно только с помощью системной его перестройки. Можно предположить, что причиной столь серьезной загрязненности является практическая незащищенность человека от поступающей извне информации и невозможность не только корректировать ее, но и просто перерабатывать. Есть надежда, что с появлением Интернет роль однонаправленных СМИ будет постепенно снижаться, так как Интернет предоставляет не только бесконечное право выбора, но и соучастия в содержательном наполнении, то есть со–бытия с информационным образом мироздания. Однако и здесь есть свои подводные камни.
Другие статьи:
Особенности системы отношений.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра. У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со стороны. В ...
Практическая деятельность Б.В. Зейгарник.
Сама Блюма Вульфовна была необычайно изобретательна в работе с больными. Каждый, кому приходилось работать с психически больными, хорошо знает, как трудно иногда привлечь внимание больного, заставить его выполнять самое простое задание. О ...
Лицевая экспрессия как средство невербального общения
Люди обычно обмениваются многими невербальными сигналами, используя интонацию голоса, лицевую экспрессию, контакты глазами, жесты. С помощью этих средств передается важная информация. Сходным образом обмениваются информацией с сородичами ...
Разделы