Психологическое загрязнение- информационный фактор, приводящий к деградации (упрощению) "ПСИХО" , "ЭЙКОСА" или системы "ПСИХО- ЭЙКОС" .
Пример. В 70–х годах журналист газеты "Комсомольская правда" Василий Песков в своих путешествиях обнаружил в Тайге семью Лыковых, прожившую десятки лет в полной изоляции от других людей, в соответствии со своими религиозными убеждениями. Они принадлежали к так называемым “бегунам”, одному из направлений старообрядчества. Намерения журналиста были вполне благими, однако открытие этих людей для мира, особенно открытие мира для них, привело к трагедии. Большинство членов семьи погибло, не выдержав, вероятно, обрушившегося на них информационного потока. В этом смысле происшедшее открытие "большого" мира явилось психологическим загрязнением для обитаемого ими "малого" мира, причем настолько сильным, что привело к физической гибели. Нельзя сказать, что подобный эффект уникален. Деструктивные последствия межцивилизационных контактов известны давно, как и влияние осознания новых фактов теми, кто к этому оказался не готов. Тем не менее научный анализ подобных явлений только начинается, в частности - в экологической психологии.
Рассмотрим каналы поступления информации с позиции возможного деструктурирующего воздействия ее на психику человека.
Канал A ® y
Повреждение или упрощение картины мира само по себе есть повреждение и деградация психики. Например, выпадение из картины мира природных объектов, замена их искусственными суррогатами достаточно характерное явление для современного городского жителя. Необходимо отметить, что картина мира среди остальных каналов "работает" в потенциальном режиме, актуализируясь при обработке поступающей информации. Картина мира содержит в себе набор образов (в данном случае образцов, шаблонов), с помощью которых осуществляется процесс восприятия (перцепции). Информация, поступающая по чувственным каналам (кинестетика, обоняние, вкус, осязание, слух, зрение), преобразуется с помощью априорной информации, то есть с помощью того, что уже хранится в памяти. Вот почему слепой от рождения человек, которому вернули зрение, далеко не сразу научается различать предметы. Для этого необходим специальный тренинг. Иными словами, человек не в состоянии воспринимать нечто такое, что он никогда прежде не видел, нечто абсолютно новое и чуждое. Это нечто может находиться в непосредственной близости, но механизм избирательности внимания будет работать таким образом, что информация от принципиально неизвестного объекта будет блокироваться. Следовательно, способность человеческой психики к ориентации в окружающем непосредственно зависит от полученной ранее априорной информации: чем большим опытом обладает человек, чем более наполнена и организована его картина мира, тем лучше и тоньше работают механизмы перцепции и мышления. И, наоборот, если картина мира подвергается разрушению, из нее либо вычленяются объекты, либо рвутся связи, это приводит к нарушению мышления и восприятия.
Вышесказанное дает основания для разработки психо-диагностических процедур оценки "экологичности" личности. В частности, такие достаточно легко измеряемые параметры, как словарный запас или общий уровень культуры, а также многочисленные тесты на интеллект должны положительно коррелировать с фактором экологической установки. Их модификация, например сравнительный качественный анализ словарного запаса в плане различения “искусственное - естественное”, “природное - человеческое”, может позволить дифференциально подойти к данной задаче. Это открывает принципиальную возможность экспериментального изучения повреждений картины мира, то есть степени ее психологической загрязненности. Кстати, упрощение картины мира, наступающее в результате городского образа жизни, возможно объясняет тот факт, что коэффициент интеллекта у сельских детей оказывается в среднем выше, чем у городских.
Другие статьи:
Слово и человек в жизни
Уже в глубокой древности человек пытался определить и понять причины, вызывающие то или иное явление. В наше время многим кажется, что можно понять и объяснить любое явление не только в технике, но и в жизни. Задача исключить всякие сомн ...
Виды, формы и уровни дифференциации обучения
В специальной литературе много говорят о различных видах, формах и уровнях дифференциации обучения, в том числе и с учетом проблемы детской одаренности. Не вдаваясь в нюансы основных позиций, отмечу, что возможных и реальных проявлений ди ...
Типология
преодоления конфликта.
Типология преодоления конфликта (способов защиты) следующая. Вытеснение - активное, неосознанное человеком устранение из сознания чувств, мыслей, мотивов. Так социально неприемлемые сексуальные влечения или агрессия (например, к одному из ...
Разделы