Общение: коммуникация, социальная перцепция, интеракция.

Психология » Учебные материалы курса Социальная психология » Общение: коммуникация, социальная перцепция, интеракция.

Психологический словарь (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского) дает следующее определение общения: сложный многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Компоненты общения иначе называют сторонами общения (см. Андреева Г.М. Социальная психология. - МГУ, 1988.). Естественно, что все стороны общения неразрывно едины, однако в целях изучения целесообразно рассматривать их по отдельности. В этом параграфе рассматриваются:

* коммуникация - обмен информацией;

* социальная перцепция - восприятие и понимание людей;

* интеракция - социальное взаимодействие

Определение процесса коммуникации

Существует достаточно большое количество определений коммуникации. В зависимости от точки зрения, занимаемой тем или иным ученым, коммуникация

это:

· передача информации с целью получить ответ;

· координация значений между индивидом и аудиторией;

· обмен информацией о идеях или переживаниях;

· обмен элементами поведения, образа жизни посредством набора правил;

· достижение единства в перечне символов в умах людей - проще говоря, достижение взаимопонимания;

· чисто индивидуальное, внутренне переживаемое событие, разделяемое с кем-либо;

· передача информации от одного человека или группы другому человеку или другой группе;

Имеются даже определения того, чем коммуникация не является: "Коммуникация не есть только передача информации от источника во вне; этот процесс лучше понимать как воссоздание информационных идей посредством ключевого символа или темы".

Во всех приведенных дефинициях можно выделить общие черты, например, подчеркивается идея обмена - информацией, идеями, переживанием, опытом и т.д. Для нас важно помнить черты трансакционизма, чтобы дать определение коммуникации. С точки зрения этих черт, основные черты коммуникации состоят в том, что люди: а)

осознают объекты; б) интерпретируют их; в) конструируют смысл

(значение); г) действуют сообразно смыслу, выражая его. Поэтому

коммуникация может быть определена как процесс, используемый людьми для того, чтобы выразить смысл образа мира, в котором они живут и действуют, и иметь возможность обмениваться значимыми для себя образами посредством различных символов.

Кроме того, процесс коммуникации:

· динамичный - это процесс постоянного создания смыслов;

· протяженный во времени - это не единичный акт, а непременное условие взаимодействия, не имеющее ни начала, ни конца;

· циркулярный - нет линейной последовательности взаимодействий; люди вовлечены в целый круг разнообразных коммуникаций;

· неповторяемый - поскольку постоянное воссоздание смыслов приводит к изменениям индивидуальных образов мира;

· необратимый - сделанное сообщение не может быть возвращено от того, кто принял его;

· сложный - осуществляется во многих контекстах и на многих уровнях: внутриличностном, межличностном, организационном, социальном, культурном.

Кроме этого следует учесть еще следующее. Любое действие, совершаемое человеком в присутствии других (даже молчание, избегание контакта глаз или уход) имеет ценность сообщения. Иными словами, любое действие, которое человек может осознать, интерпретировать, наделить смыслом и использовать для создания впечатления или образа, имеет отношение к процессу коммуникации. Никто не может не вступать в этот процесс, находясь в присутствии других.

Другие статьи:

Виды памяти и их особенности
В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, во ...

Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях
Непосредственно семейная психотерапия начинается, когда психотерапевт, изучив семью и установив семейное нарушение, организует воздействие на семью и её отдельных членов с целью достижения желательных изменений в их жизни. При этом возник ...

Особенности эмоционально – волевой сферы у детей школьного возраста с дебильностью
Известно, что личность человека формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Взаимодействие ребёнка – олигофрена со средой существенно изменено в силу неполноценности психической деятельности, поэтому в формиро ...