Канал D® y
Общение отличается от деятельности хотя бы тем, что его целью является непосредственный информационный обмен, без осуществления каких–либо изменений в окружающей среде. Однако эти изменения все–таки происходят. Общение создает возможность внутренней деятельности (или мыследеятельности), так как поступающую информацию приходится осмысливать. Общение с людьми - достаточно хорошо изученная область психологии. Оно направлено на формирование новых межличностных отношений либо на изменение прежних. Общение может привести к повышению социальной компетентности личности, а может оставить ее неизменной или даже ухудшить. Социальная компетентность – это способность ориентироваться в социальной среде. Связанное с социальной компетентностью понятие социального интеллекта означает способность личности ставить и решать задачи по изменениям окружающей личность социальной среды. И здесь, так же как и в ситуации с естественной природной средой, чем более дифференцированно личность способна относиться к своему социальному окружению, чем сложнее и упорядоченнее это социальное окружение, тем большей социальной компетентностью обладает личность. Следовательно, психологическим загрязнением будет являться такое общение, которое приводит к деградации системы межличностных отношений. Любой конфликт, приводящий к разрывам установившихся связей, есть пример психологического загрязнения рассматриваемого канала. Однако не все здесь так просто, так как в конфликте участвуют еще и ценностные предпочтения, сохранить которые бывает важнее для личности, чем отношения. Иными словами, на этом уровне непосредственно участвуют такие вещи, как мораль, нравственность, честь, достоинство и т.п. И все-таки оценить экологичность той или иной интеракции общения качественно можно. Одним из критериев экологичности может служить личностный рост, обогащение новыми идеями, принципами, ценностями; эмоциональную реакцию на это можно обозначить словами “чистая радость”. Напротив, общение обедняющее, даже если оно сопровождается утонченным чувственным или интеллектуальным удовольствием, все равно вызовет чувство опустошения и усталости. Вот почему суррогатные формы общения, достаточно широко предлагаемые на рынке развлечений, при их чрезмерном потреблении в конечном счете приводят к личностной деградации. Это и есть одна из социально–детерминированных форм психологических загрязнений.
По каналам межличностного общения вполне возможно поступление самой различной деструктурирующей информации: начиная от "плохих" образцов поведения и привычек (что особенно актуально для периода взросления) до заражения ложными идеологическими схемами. Примеров этого достаточно в истории. Сегодня ситуация осложняется тем, что для осуществления такого заражения все чаще используются современные психологические технологии, против которых невозможно устоять человеку, не защищенному стойким и развитым мировоззрением. Лучше всего, если это мировоззрение имеет религиозную (то есть базирующуюся на традиционных религиях) основу. В этом случае у личности есть опыт рефлексии и, что важно, возможность приобщения к абсолютным ценностям с помощью Веры, Надежды и Любви.
Аналогичное описанному происходит при общении с предметами искусства, религиозными реликвиями и другими объектами, имеющими материальную основу, но наполненными превосходящими эту основу смыслом и значением. Восприятие предмета искусства это именно общение, то есть интерактивный процесс, а не его потребление, как часто понимается обыденным сознанием. При восприятии такого объекта ему придается новый уникальный смысл, привнесенный личностью зрителя. Этот процесс - всегда сотворчество художника и зрителя, и потому художественные реликвии со временем только обогащаются. Мы не будем здесь разбирать, каким образом и где происходит это накопление новых смыслов: в культуре ли, в природе ли самого предмета что-то меняется. Констатируем лишь, что это реально происходит. Каждый новый зритель общается не только с холстом, но и с художником и со всеми прежде видевшими этот холст. И при общении с картиной, как и при общении с человеком, результат может быть как созидающий личность, так и разрушающий ее. Происходит это строго индивидуально, и посему из факта разрушительной роли того или иного предмета искусства для какого–нибудь гражданина или группы граждан ни в коем случае нельзя делать вывод о необходимости разрушения этого предмета, или о том, что его необходимо спрятать. Последнее было бы уже разрушением культуры в целом, то есть обеднением бытия, и потому неэкологично в принципе. А упомянутым гражданам лучше посоветовать найти для себя то, что их будет совершенствовать, а не разрушать.
Другие статьи:
Типология лидерства.
Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.
Ко ...
Психофизические соответствия типов.
Доказательством связи между физическими и психическими данными людей может служить соотнесения указанных типы телосложения с двумя основными видами душевных расстройств. Одно- маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз, выраженный в п ...
Специфика агрессивного поведения детей.
Первые попытки объяснения развития агрессивности детей были предприняты в психоаналитическом направлении. А.Фрейд, разделявшая взгляды своего отца на противоборство сексуальных и агрессивных инстинктов, выделяет несколько фаз в развитии а ...
Разделы