Научно-технический прогресс усиливает роль человеческого фактора. Это выражается в интенсификации психической деятельности человека, находящегося в производственной сфере, в многократном увеличении объектов (предметов) деятельности, активизации процессов приема и переработки информации, повышении ответственности за принятое решение и его последствия и т. п., в опосредовании человеческой деятельности специальными техническими устройствами. Перечисленные особенности производственной деятельности делают необходимым широкое использование знаков в процессе этой деятельности. Этот параграф посвящен психологическому анализу закономерностей применения знаковых систем в процессе трудовой деятельности. Вначале сделаем общий анализ психосемиотики в трудовой деятельности, а затем перейдем к анализу использования знаковых систем на примере конкретного вида сложной интеллектуальной практической деятельности.
Особенностью психологического анализа деятельности должно быть раскрытие внутренних отношений, возникающих в ходе ее развития и представляющих собой сложную и разветвленную систему «искусственных органов» человека, с помощью которых он производит необходимые преобразования предметов деятельности. В структуре средств деятельности выделяются внешние и внутренние; важнейшим компонентом внешних средств деятельности являются символические средства труда, т. е. знаковая информация, содержащаяся в деятельности человека;
к внутренним средствам относятся концептуальные модели, программы, схемы поведения, соответствующие умения и навыки.
Сохраняя в памяти и воспроизводя информацию, допрашиваемый, как и любой человек, стремится перейти на собственный язык. Словарный запас человека составляет в целом 15-16 тыс. слов, в то время как словарь русского языка— 100 тыс. Поэтому, переводя запоминание на собственный язык, человек почти в пять раз уменьшает объем воспринятого материала, за счет чего облегчает себе запоминание'.
Применительно к практике допроса можно выделить несколько степеней владения словом.
К высшему уровню владения словом относится активный словарный запас, т. е. слова, которые следователь, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый может свободно воспроизводить. Они, в свою очередь, разделяются на слова, легко и свободно используемые в беглой устной речи, и на слова, которые характерны главным образом для письменной речи, когда допрашиваемый собственноручно излагает показания в протоколе допроса. Иногда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый могут припоминать слова с помощью следователя (специальная терминология, слова из другого языка, жаргона и др.). И наконец, самый низкий уровень — это слова услышанные, но ранее незнакомые допрашиваемому. Они также могут быть воспроизведены, если будет правильно поставлен вопрос.
В словесной характеристике некоторых явлений, предметов есть свои трудности. «Многое из области психологических переживаний вообще с трудом вербализуется, т. е. переводится в речевые формы . часто даже простые и обыденные процессы оказываются совершенно недоступными для речевого оформления (например, попытка выразить в словах процесс завязывания узла и т. п.). Именно в силу этого облечение воспоминаний в словесные формы часто извращает эти воспоминания и толкает на ложное понимание отчета»'.
Правильная словесная характеристика той или другой особенности предмета или явления нередко зависит от наличия специальных знаний и соответствующей терминологии. Так, иногда сложно выразить оттенки цвета, точно охарактеризовать форму предметов, силу запаха и т. п.
Из всего изложенного следует ряд рекомендаций, существенных для получения правильных показаний: 1) если допрашиваемый употребляет такие общие оценочные прилагательные, как «белый, черный», «большой», следователю необходимо добиться их уточнения; 2) если же допрашиваемый пользуется понятиями, обозначающими расстояние, время, силу запаха, то следует выяснить, что он в них вкладывает.
Другие статьи:
С точки зрения ислама…
Подобно другим мировым религиям, ислам утверждает, что физическая кончина не является итогом человеческого существования. Смерть переводит душу и тело в иные ипостаси.
В послекораническое время в исламе сложилось представление, что между ...
Внутрисемейные отношения как ведущий фактор возникновения и развития
сложной педагогической ситуации в процессе семейного воспитания.
В данном разделе мы обратимся к рассмотрению ведущего фактора возникновения и развития сложной педагогической ситуации в семье – внутрисемейным отношениям. Семья, как определенная общность, выступает как конкретная система связи и взаимоо ...
Проблема изучения семьи в психологической науке.
В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малых групп, породив непривычные для них ...
Разделы