При следующих замерах стало «заметным» и изменение отношения к себе: увеличилась уверенность в себе, в своей способности контролировать собственную жизнь, возросло ощущение собственной ценности и самопринятие (различия значимы при р<0,02). Педагоги стали более открытыми и готовыми к самоизменениям. Описанные изменения в самоотношении подтверждали и участники психокоррекционной работы в своих самоотчетах.
Применение факторного анализа показало еще одну закономерность. По мере реализации психокоррекционной программы личность педагога приобретает качества, которые позволяют охарактеризовать ее как более целостную и гармоничную. Так весьма показательна динамика общей диалогической направленности с другими личностными характеристиками. До начала работы фактор, в который она входила, был представлен также такими параметрами, как педагогическая альтероцентристская направленность, локус контроля-Я и закрытость (с положительным факторным весом), и многочисленными параметрами с отрицательными факторными весами, среди которых общая конформная направленность, общая манипулятивная направленность, внутренняя конфликтность и самоценность. Все это в целом представляло довольно противоречивую картину.
Однако после завершения «Курса личностного развития» взаимосвязи общей диалогической направленности и других личностных характеристик становятся более определенными и менее противоречивыми. При этом отрицательный факторный вес приобрела педагогическая альтероцентристская направленность. Следует отметить, что в начале психокоррекционной работы два вида направленности в педагогическом общении — диалогическая и альтероцентристская — были взаимосвязаны. Согласно полученным данным, можно предположить, что по мере личностного самосовершенствования диалогическая ориентация в общении уже не отождествляется педагогами с необходимостью подстраиваться под ребенка, жертвовать своими интересами ради его интересов. Наличие положительной связи общей диалогической направленности в общении только с педагогической диалогической направленностью, проявившаяся по окончании курса, свидетельствует, на наш взгляд, об устойчивости личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в общении. В любом жизненном контексте, в том числе профессиональном общении, педагог ориентируется на одни и те же ценности, он готов к реализации одних и тех же смысловых установок. Можно предположить, что в этом и заключается путь к целостности и гармонизации его личности.
В целом, в результате проведенной работы можно отметить падение авторитарности и манипулятивности педагогов, увеличение диалогической направленности в общении (общей и педагогической), наличие конструктивной, активной по своему характеру системы ценностных и смысложизненных ориентаций. Существенные личностные изменения произошли у всех участников, но в разной степени. Наиболее высокие результаты были зафиксированы у 30% педагогов. Психологический портрет такого педагога с выраженной диалогической направленностью в общении выглядит следующим образом.
Он достаточно позитивно относится к себе: ощущает собственную ценность, уверен в себе, принимает себя, но не ригиден, и готов к изменениям. Что очень важно — самообвинения и внутренняя конфликтность у него минимальные. Он вполне уверен в осмысленности собственной жизни, удовлетворен настоящим и будущее видит осмысленным, так как убежден в возможности и собственной способности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения. Можно предположить, что он считает себя хозяином своей жизни. Он активен, ориентирован на полное использование своих сил, возможностей и способностей, на полноту и эмоциональную насыщенность жизни. При этом в его жизни наибольшее значение имеют развитие, творчество, познание, свобода и постоянное самосовершенствование. Для него не безразлична его работа, которая должна быть интересной, и в профессиональной деятельности для него значимы ответственность, образованность. Вместе с тем для него не менее значимы и конкретные жизненные ценности: любовь, здоровье, семья, друзья. Общение для него имеет большое значение. При этом он ориентирован на чуткость, терпимость, честность, желание понять другого человека, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. В целом система его ценностей по своему характеру конструктивна и представляет собой вполне благоприятную основу для личностного развития.
Другие статьи:
Философы и мудрецы, работавшие в направлении
психологии.
Платон (427-347 до н.э.)
Многое в философии Платона восходит к Пифагору. Мир Платона построен из психологических сущностей-идей, но его психология почти полностью умозрительна, спекулятивная. Его идеи были «абстракциями». Однако он дал м ...
Мотивы деятельности
Слово «мотив» французского происхождения, в психологии означает то, что побуждает деятельность. Нас интересует вопрос: что движет человеческой деятельностью?
Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох дава ...
Причины
возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего
школьного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младен ...
Разделы