Изменение личностных установок педагога как основа гуманизации образовательного процесса.

Психология » Стили педагогического общения и поведения » Изменение личностных установок педагога как основа гуманизации образовательного процесса.

Страница 4

Следует оговориться, что в данной группе педагогов не было лиц с ярко выраженной как общей, так и педагогической манипулятивной направленностью. С целью изучения индивидуально-личностных характеристик педагогов с манипулятивными склонностями в общении под нашим руководством проведено дополнительное исследование Е.Л. Марголиной. Было изучено 87 педагогов ростовских школ. Метод экспертных судей и использование методов математической статистики позволили выделить из всей выборки испытуемых группу педагогов-манипуляторов (30 человек). Для создания психологического портрета педагога с манипулятивными склонностями в общении использовались вышеописанные методики. Не останавливаясь подробно на анализе результатов изучения каждой из индивидуально-личностных характеристик, постараемся дать портрет педагога с манипулятивной направленностью в общении.

Для него важны этические ценности, образованность, чуткость. Он хочет быть здоровым, иметь работу, семью, друзей. При этом он внешне самоуверен, социально адаптирован и компетентен в общении. Однако сопоставление отдельных граней его личности выявляет большую ее противоречивость. Он считает, что другие его уважают, а сам себе не доверяет, боится заглянуть внутрь своего Я. Друзья, как будто бы, важны для него, но на самом деле он не испытывает уважения к их мнению. Он очень активен, но при этом его мало интересует эффективность, продуктивность такой активности. Он не несет ответственности за свои действия. Свою жизнь считает стечением внешних обстоятельств. Однако это касается только неудач в его жизни. В случае же успехов заслугу он видит в себе. Он устремлен в будущее, в нем видит смысл своей жизни, но его планы не имеют реальной основы в настоящем. Он постоянно надевает различные маски, ловко используя для этого социально-одобряемые формы. Постоянно контролирует себя. Он мало заинтересован в своем развитии, в познании, творчестве, так как свобода, независимость для него не важны. Такая противоречивость личности, на наш взгляд, говорит о том, что педагог с манипулятивной направленностью в общении — личность негармоничная, нетворческая, не стремящаяся к развитию, приземленная.

Это и есть, пожалуй, главные отличительные особенности такого педагога и педагога с диалогической направленностью: дисгармоничность и противоречивость первого и общая сбалансированность, целостность второго (табл. 2).

Таблица 2

Индивидуально-личностные характеристики педагогов с манипулятивной направленностью в общении и педагогов с устойчивой ориентацией на диалог в общении

Направленность

Ведущие в иерархии ценностей

Смысложизненные ориентации

Отношение к себе

Ценности — цели

Ценности — средства

Преобладание ориентации на диалог в общении

1. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей 2.Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 3. Счастье других (благосостояние, развитие, совершенствование других людей) 4. Интересная работа

1.Ценности межличностного общения 2.Ценности профессиональной самореализации 3. Ценности принятия других

-ощущение осмысленности и полноты жизни; -собственную жизнь

-открытость; -ощущение ценности собственной личности; -самопринятие; -готовность меняться по отношению к наличному состоянию; -уверенность в своей способности вызывать у других симпатию, уважение; -низкая внутренняя конфликтность и самообвинение

Ориентация на использование манипулятивных техник в общении

1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, интересная работа, счастливая семейная жизнь) 2. Ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, счастливая семейная жизнь) 3. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, активная, деятельная жизнь)

1. Честность 2.Ответственность 3. Воспитанность 4. Чуткость 5. Образованность

-неудовлетворен- ность настоящим и прожитой жизнью; -жизнь не подвластна сознательному контролю, свобода выбора иллюзорна

-закрытость; -способность эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями; -уверенность в способности вызвать у других уважение, симпатию, одобрение; -уверенность в себе

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Главные черты отличия психики животных от сознания человека.
История развития человека – качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего пути биологического развития животных. В настоящее время можно считать установленным, что род человеческий зародился в восточн ...

Теория самоактуализации
В последней книге Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" [19] описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. 1. "Прежде всего, самоа ...

Проживать самого себя
В повседневной жизни часто случается так, что мы мало обращаем внимания на нашу интуицию. Мы предпочитаем сле­довать тому, что одобрено общественным мнением, тому, что кто-то нам поручает, или тому, что предписывают нам наши страхи и опас ...