Ценностно-смысловые отношения исследовались с помощью «Методики изучения ценностных ориентаций», представляющей собой модифицированный Д.А. Леонтьевым вариант методики М. Рокича, и «Теста смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, являющегося адаптированной версией теста Дж. Крамбо и Л. Махолина, разработанного на основе теории В. Франкла. Для изучения самоотношения (смысла Я) использовалась методика исследования самоотношения Р.С. Пантилеева.
Связь ценностно-смысловых установок личности с коммуникативным контекстом их существования изучалась с помощью методики «Направленность личности в общении» (НЛО) С.Л. Братченко, разработанной на основе концепции диалога М. Бахтина, М. Бубера, А. Хараша. Направленность личности в общении рассматривается как индивидуальная коммуникативная парадигма, включающая представление о смысле общения, его целях, средствах, способах поведения, и позволяет выявлять степень выраженности шести основных видов коммуникативной направленности: диалогической, авторитарной, манипулятивной, альтероцентристской, конформной и индифферентной. В обследовании использовалась как базовая форма методики, направленная на изучение общей характеристики направленности личности в общении, так и вторая форма, ориентированная на определение коммуникативной направленности в конкретной профессиональной сфере — в педагогическом общении.
Кроме данных методик, в исследовании также использовались метод экспертных судей, наблюдение за поведением участников психокоррекционной работы в конкретных ситуациях общения, их самоотчеты, беседа. При обработке результатов исследования использовались корреляционный и факторный анализ.
В данной статье представлены результаты психокоррекционной работы с 25 педагогами Ростова-на-Дону. Все женщины в возрасте от 25 до 48 лет, со стажем работы более 5 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Первое, что удалось зафиксировать, — изменение соотношения видов направленности личности в общении. Сравнение результатов первых двух обследований показало увеличение диалогической направленности в общении, снижение авторитарности и манипулятивности педагогов, которое продолжалось на протяжении всей работы (значимые различия по критерию Уилкоксона при p<0,01). Увеличение диалогической направленности в общении при следующем психодиагностическом обследовании стало сопровождаться уже явными изменениями иерархии ценностей, особенно инструментальных, принявших на завершающем этапе работы следующий вид (табл. 1).
Таблица 1
Наиболее значимые инструментальные ценности (ценности — средства) педагогов — участников психокоррекционной работы
На начальном этапе |
На завершающем этапе |
1. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) 2. Конформные ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) |
1.Ценности межличностного общения (чуткость, воспитанность, жизнерадостность) 2. Ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность) 3. Ценности принятия других (терпимость, широта взглядов, чуткость) |
Потеряли свое значение конформные и этические ценности. Падение значимости исполнительности, самоконтроля и ответственности, связанной с ними, можно было предполагать, но понижение значимости этических ценностей на первый взгляд не должно сопровождать рост диалогической направленности в общении. Однако представленные в едином блоке ценности «честность» и «непримиримость к недостаткам в себе и других» не могут способствовать установлению диалога в полном его значении. Ему в большей степени способствуют ценности межличностного общения, ценности принятия других и профессиональной самореализации. Значение данных ценностей повышалось: для педагогов это были чуткость, терпимость, умение понять другого человека (то, что и составляет внутреннее содержание диалога), а в профессиональной деятельности — ответственность, творчество, общая образованность. Участники курса стали более ориентированы на максимальное использование своих способностей и возможностей, постоянное духовное и физическое самосовершенствование и, что особенно важно, на заботу о счастье других, их благосостоянии, развитии.
Другие статьи:
Причины Интернет - зависимости
К
.Янг, исследуя Интернет[25] - зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), MUDs (28 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационными протоколами (ftp, gopher) (2%) (см диаграмму 1). Приведенные се ...
Стадии стресса
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:
1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2. максимально э ...
Ритуалы подростковой субкультуры.
Говоря о секретном мире подростка, нельзя не сказать о ритуалах, которыми наполнен этот мир.
1.Самый известный ритуал – ритуал закрепления дружбы. Обычно это так называемый обряд «братания кровью». Он может происходить как в подростково ...
Разделы