У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними, в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Как вести себя родителям?
Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас же!», не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Необходимо искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки, внимание.
Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия - результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. (30,с.10)
С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных и кино. У девочек это принцессы, царевны, барышни, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных способностей. Например, изображая неизменно любимую Золушку, девочки танцуют, поют, рисуют. У современных мальчиков носителями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дерзость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности. (6,с.30) Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. И тогда новорожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребенок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика, приучают к не традиционным для неё занятиям и формам поведения. Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка. Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в дальнейшем у ребенка различных сексуальных отклонений.
Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может занизить самооценку ребенка, омрачить и последующую его жизнь.
Формирование достаточно полных представлений о взаимоотношении полов и деторождении занимает особое место в воспитании семьянина. Современному ребенку не подходят версии о добром аисте, о капусте, о покупке в магазине, к которым на протяжении многих веков прибегало человечество. И дело не только в том, что «обман» родителей раскроется достаточно скоро и вера в их непогрешимость поколеблется в глазах ребенка, хотя такое «разочарование» в самых любимых людях не проходит бесследно. Весомее другой аргумент против измышлений в области деторождения: современная наука располагает данными о том, что ребенок-дошкольник может усваивать простейшие естественнонаучные сведения об окружающем мире, в том числе и о том, «откуда берутся дети». Однако у ученых разных стран нет единого подхода к содержанию и методике формирования у детей представлений о деторождении. Одни считают, что детям сразу надо открывать все, без утайки, включая отношения между полами, реалии родов. На основе таких взглядов созданы специальные программы для дошкольных учреждений. Их цель - формирование достаточно полных и откровенных представлений о взаимоотношении полов и деторождении, которые дополняются наглядными пособиями, соответствующими игрушками (например, беременной куклой с прозрачным покрытием живота). Другие ученые (В.Ф.Базарный) придерживаются иной точки зрения: не следует торопиться с раскрытием всех тайн деторождения, поскольку дошкольники не могут усвоить их достаточно безболезненно для психики. Учитывая особую интимность, личную окрашенность знаний, помогающих ответить на детский вопрос «Откуда берутся дети?», А.С.Макаренко говорил «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделайтесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим». (27,с.105) Наиболее эффективной будет соответствующая работа в семье, а не в дошкольном учреждении отмечает В.Ф.Базарный. Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребенка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца).
Другие статьи:
Выступление
В различной литературе описано много способов правильно и эффективно начать публичное выступление. Суть их сводится к тому, чтобы с первых слов привлечь активное внимание аудитории и сразу же перейти к делу.
Не нужно в начале выступления ...
Исключительные способности и таланты идиотов-гениев
Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение : человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы включить все 9 деятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстои ...
Биологическое поле
Понятие о биополе является одним из самых широко используемых в настоящее время и одним из самых дискуссионных. Науке предстоит решить принципиальный вопрос: имеется или не имеется у человека (и других живых систем) особое биологическое ...
Разделы