Формирование у дошкольников представлений о семье

Страница 2

В ряде исследований(С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев , Э.К. Васильева) предприняты попытки изучить те пред­ставления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарно­стью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачас­тую не соответствуют действительности Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивле­ния, поскольку в общеобразовательных программах для дошколь­ных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.

В последние годы создаются программы знакомства детей с окружающим миром, в которых представлены знания о семье. В этом отно­шении следует отметить программу С.А.Козловой «Я- Чело­век».(52,с.45) Формирование ребенка как полноценного члена семьи автор рассматривает в логике созидания Человека в Человеке, воспитания гражданина Родины и жителя планеты Земля. Знания о семье сосредоточены в специальной теме «Моя семья, моя родословная». На протяжении всей программы проводятся идеи о ценности содержательного досуга в семье, о необ­ходимости дарить радость близким, понимать их настроение и т.д. Раздел «Что я знаю о себе» написан от лица ребенка, тем самым знания о семье представлены как бы в зеркале детского восприятия. Это, несомненно, «натолкнет» педагога на максимальную активиза­цию личного опыта каждого воспитанника, побудит к использова­нию художественных средств, будирующих детское воображение. Также следует отметить учебник Т.А.Куликовой «Семейная педагогика и домашнее воспитание.» где в главе «Воспитание будущего семьянина» подробно рассмотрена данная проблема. .(20,с.210-227)

Своеобразная «программа» формирования у детей представле­ний о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержит­ся в народной педагогике. Обращение к произведениям устного народного творчества (сказкам, послови­цам, и др.) позволяет просле­дить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни. До детей дошкольного возраста важно донести саму суть поня­тия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного на­родного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражаю­щие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Раньше семья была много­детной (здесь уместно ознакомление с пословицами), теперь в семь­ях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с ро­дителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение художественных произведений (на­пример, поможет педагогу (родителю) активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений. Однако и раньше и теперь в семье - одинаковые беды: дети-сироты, «трудные» дети. Проблема детей-сирот сегодня особо актуальна. Чтение и обсуждение любимых сказок, анализ пословиц соответствующего содержания должны преж­де всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стремление быть внимательным к окружающим детям, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.

В народной педагогике, как, впрочем, и во всей культуре народа, особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, роди­тельский дом) .(13,с.252). О нем есть сказки, много пословиц.

Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. Здесь неоценимы повседневные жизненные ситуации.

Углублению интереса детей к эмоциональному состоянию близ­ких людей служат мини-этюды, направленные на развитие умений различать средства общения и пользоваться ими: «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагиро­вать на них. С помощью этюдов дети учатся пере­давать, распознавать радость, волнение, усталость, тревогу, страх. Можно использовать игровые тренинга типа «Назови ласково близ­ких и родных», «Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку)», «Чей ты помощник дома», задания, требую­щие закончить предложения типа «Если мама огорчена, я .», «Если бабушка устала, я .» .(9,с.26).

Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Переоценка словесных мето­дов, что достаточно часто имеет место в современном дошкольном учреждении, приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя мама (бабушка)», участие в концерте «Песни моей семьи», изготовление сувениров, подарков, выращивание растений и др.). С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффек­тивными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче» и др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особен­ностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, пережи­вания своих родителей так, как они их себе представляют, отобра­жают различные жизненные ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Описание методов исследования
Методика Дембо-Рубинштейна Методика Дембо-Рубинштейна используется для выявления самооценки и уровня притязаний обследуемого, а так же расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, которое определяется как арифметическая разность м ...

Отношение к смерти в различных религиях мира.
С точки зрения буддизма… Около трупа монаха Годгики вилось темное облачко. Когда ученики спросили Будду, что оно значит, он ответил: "Это злой Мара ищет познания [сознания] благородного Годгики . но благородный Годгика вошел в нирва ...

Детерминанты страха и тревожности
Тревожность – сложная комбинация аффектов и аффективных структур, является как бы фоновой для эмоции страха. Многие исследователи в основном считают причинами страха опасность, угрозу, всякий какой бы то ни было потенциальный ущерб как фи ...