Трудовая деятельность играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего, зависит существование человека и общества.
Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно: «Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Это форма активности» (4), можно определить, что трудовая деятельность это система определенных взаимоотношений субъекта деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Причем эти взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на успешность трудовой деятельности, является стиль деятельности и его взаимосвязь с психофизиологическим складом человека. Под стилем деятельности понимается «система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения» (1).
Особенности подхода, например, пермской психологической школы, состоит в увязывании стилей деятельности со свойствами нервной системы.
Е.А. Климов считает, что типологические особенности свойств нервной системы являются «ядром» стиля. Во многих его работах показано, что склонность к тому или иному стилю деятельности определяется как отдельными типологическими особенностями, так и их сочетанием. В свою очередь стиль деятельности влияет на становление профессионала, профессиональную ориентацию и отбор, профессиональное обучение, адаптацию к данной профессии и рациональную организацию труда и на производстве. Еще в 16 веке Фрэнсис Бэкон говорил: «Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятием» (1).
Видный психотехник О. Липманн связывал выбор профессии с типом темперамента. Э. Клапаред тоже считал, что одни профессии подходят людям с живым темпераментом, а другие – к людям со спокойным темпераментом.
«Как отмечает К.М. Гуревич, каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил» (1). От этого же будет зависеть успешность трудовой деятельности человека. Отсюда важность учета типологических особенностей свойств темперамента и нервной системы, обладающих относительной устойчивостью своего проявления, при профессиональной ориентации и профессиональной трудовой деятельности.
Эта тема в психологии труда обсуждалась неоднократно и с разных позиций. Например, В.С. Мерлин и Е.А. Климов считали (в конце 1960-х годов), что если за счет выработки стиля деятельности производительность труда одинаковая, несмотря на разные типологические особенности нервной системы человека, то нет необходимости отбирать людей вообще и с учетом типологических особенностей в частности. «В противовес этой точке зрения К.М. Гуревич (1970) доказывал, что в профессиях первого типа, связанных с экстремальностью ситуаций и большим нервно-психическим напряжением, отбор необходим» (1). По этому поводу он пишет: «…имеется группа профессий, пригодность к которым сформируется только при наличии некоторых природных данных, степень и модальность которых может быть установлена путем предварительного анализа и последующей экспериментальной проверки» (1).
Что касается вопросов профессионального обучения, то здесь также показано, что в зависимости от специфики профессиональной деятельности успешность обучения определяется разными типологическими особенностями. Например: З.Н. Брикс показал, что успешнее овладевают профессией слесаря-инструментальщика учащиеся со средней силой нервной системы и уравновешенностью нервных процессов. По данным И.Д. Карцева, хорошо осваивают профессию монтажника-высотника лица, имеющие сильную нервную систему и подвижность возбуждения.
Кроме этого типологические особенности нервной системы влияют на профессиональную адаптацию.
Подсчитано, что в мире существует более 3000 профессий. Поэтому в психологии труда создаются различные классификации профессий. Наиболее известными являются подходы К.М. Гуревича, Е.А. Климова, К.К. Платонова.
«В этих подходах отражается не только содержательно-операциональная специфика той или иной профессии, сколько психологические особенности осуществляемой в ней трудовой деятельности. Отсюда методологический подход состоит в изучении влияния типологических особенностей человека на эффективность деятельности, обладающей той или иной спецификой (монотонной деятельности, деятельности в экстремальных условиях и т.д.)» (1).
- Монотонная деятельность и типологические особенности
- Деятельность в экстремальных ситуациях и типологические особенности
- Операциональная напряженность и типологические особенности
- Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности
- Заключение
Другие статьи:
Слово и человек в жизни
Уже в глубокой древности человек пытался определить и понять причины, вызывающие то или иное явление. В наше время многим кажется, что можно понять и объяснить любое явление не только в технике, но и в жизни. Задача исключить всякие сомн ...
Зарождение этической мысли древней Греции в эпоху Гомера и
Геосида
Этика будучи по преимуществу учением о добродетелях, о добродетельной, совершенной, личности, содержала в значительном виде едва ли не все типы теоретических объяснений и нормативных решений, которые получили развернутое обоснование в по ...
Развитие высших психических функций в переходном возрасте
Вся история психического развития в переходном возрасте состоит из этого перехода функций вверх и образования самостоятельных высших синтезов. В смысле в истории психического развития подростка господствует строгая иерархия. Различные фу ...
Разделы