«Изучение связей типологических особенностей проявления свойств нервной системы с эффективностью деятельности касается более общего вопроса о связи биологического и социального в человеке, т.е. касается мировоззренческих и методологических аспектов современного естествознания» (1).
В настоящее время не раз доказано, что биологический (психофизиологический) фактор играет важную роль в профессиональной деятельности человека. Сейчас необходимо выяснить другой вопрос: в каком соотношении находится социальное и биологическое в каждом конкретном случае. Как известно, формирование и развитие человека происходит в результате сложного взаимодействия природных и социальных систем, воздействие которых неравнозначно и противоречиво. «В связи с этим роль типологических особенностей может быть в том или ином действии и поступке велика, а в других случаях – незначительна» (1).
Связь типологических особенностей проявления свойств нервной системы с эффективностью деятельности всегда косвенная, опосредованная способностями и стилем деятельности. Поэтому нельзя связывать успехи человека, а равно и не успехи, с присущим ему комплексом типологических особенностей. «Ведь достижения высоких результатов в любой области определяется многими факторами, в частности – обученностью, мотивацией, техническими средствами и т.д.» (1). Кроме того, сами способности могут зависеть не только от типологических особенностей, но и от физиологических и морфологических особенностей человека, например: двигательные способности связанны со структурой мышц.
Важно учитывать и то, что на разных этапах овладения профессиональным мастерством, адаптации к условиям деятельности ее эффективность может зависеть от разных, даже противоположных типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
Рассмотрим модель П.К. Анохина о функциональных системах, смысл которой заключается в следующем.
Определенное сочетание типологических особенностей формирует склонность (потребность) к определенному виду деятельности. Осознание этой потребности человеком приводит к выбору деятельности, более соответствующей имеющимся склонностям. Это же сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к данной деятельности, что обеспечивает ее успешность. Успешность в деятельности подкрепляет стойкий интерес, который повышает работоспособность за счет положительного отношения к деятельности.
«Эта схема работает и в том случае, если типологические особенности обусловливают устойчивость к неблагоприятным состояниям, развивающимся при данной деятельности. У более устойчивых будет большая эффективность деятельности и большее удовлетворение от ее выполнения. Это отчетливо проявилось при изучении состояния монотонии: рабочие с типологическим комплексом, способствующим устойчивости к монотонии, часто имели и положительное отношение к монотонной работе (Н.П. Фетискин)» (1).
При этом следует заметить, что удовлетворение человек может получать не столько от результата деятельности, сколько от процесса ее выполнения.
Основной смысл изучения закономерностей связей типологических особенностей проявления свойств нервной системы с другими факторами, влияющими на эффективность деятельности, заключается в возможности прогнозирования. «Можно предсказать с определенной вероятностью, как человек поведет себя в той или иной ситуации, какие способности у него выражены больше, а какие – меньше, какой стиль деятельности ему более подходит и т.д.» (1).
При этом важно помнить, что типологические особенности выступают лишь как один из факторов успеха, облегчают его достижение, но не гарантируют его. И было бы ошибкой считать, что людям с «нетипичной» для данного вида деятельности типологией дорога к успеху заказана.
Другие статьи:
Выводы
1. Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания (более 70% респондентов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания).
2. Л ...
Нейропсихический статус экстрасенсов и пси-явления
В прошлом неоднократно предпринимались попытки составить представление об особенностях личности экстрасенсов, но в общем они не дали каких-либо однозначных результатов: люди были разного возраста и пола, разного нервного типа и т. д. (481 ...
Сленг.
«Язык осваивает реальность. Искажает, отражает, топит, возносит ее - и даже. И даже проецирует ирреальность на самое себя. Но не всякую - а только чаемую. Только ту, вокруг которой возможен хоровод мифов. Тонкие взаимоотношения языка с мы ...
Разделы