В результате прогресса науки вообще, медицины, педагогики и психологии в частности, к началу XXI века накоплен огромный опыт диагностики и лечения различных форм умственной отсталости, социальной реабилитации детей и взрослых с нарушением интеллекта. Наиболее важное условие реабилитации умственно отсталых детей — раннее выявление, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-педагогической помощи, которая осуществляется сетью специальных учреждений. Необходимость раннего выявления и диагностики нарушений познавательной деятельности, комплексного психолого – медико - педагогического воздействия на детей с нарушениями интеллекта делает важным знание особенностей их физического и психического развития широким кругом специалистов.
Школьный возраст – это возраст, когда даже не выявленная ранее умственная отсталость становится очевидной. Поэтому знание психолого-педагогической характеристики детей школьного возраста с нарушением интеллекта необходимо представителям всех медицинских и педагогических специальностей, имеющих дело со школьниками.
Интересны эпидемиологические исследования. В последние годы динамика распространенности умственной отсталости во многих странах мира характеризуется тенденцией к увеличению, особенно её легких форм, что так же говорит об актуальности выбранной нами проблемы. В показателях распространенности умственной отсталости в разных странах и даже в отдельных районах одной и той же страны отмечаются значительные колебания. Так, например, частота умственной отсталости в экономически развитых странах (Япония, США, Франция, Германия, Италия и др.) составляет 3 %, в экономически неразвитых странах (Латинская Америка, азиатские страны и пр.) составляет 15%, в России – 1% населения независимо от возраста. Причинами таких различий считают: степень выявляемости больных, разные критерии диагностики умственной отсталости, а также особенности культуры того или иного общества и вытекающие из них системы обучения и воспитания, не только создающие предпосылки для адаптации больных и компенсации нарушенных функций, но и отражающие разную степень толерантности общества к умственно отсталым. [47]
В приложении к журналу “Социальная и клиническая психиатрия” (2000) опубликованы показатели заболеваемости и распространённости умственной отсталости в России на 1999 год, в том числе в Ивановской и Ярославской областях, которые мы приводим в таблицах. [11]
Таблица 1. Заболеваемость.
Возрастная группа Страна / регион |
Дети (0 –14 лет) в % к детскому населению |
Подростки (15- 17 лет) в % к подростковому населению |
Взрослые в % к взрослому населению |
Россия (1999 г.) |
0,13 |
0, 05 |
0,17 |
Ивановская область (1998 г.) |
0, 2 |
0, 06 |
0,04 |
Ярославская область (1998 г.) |
0, 1 |
0, 17 |
0,03 |
Таблица 2. Распространённость.
Возрастная группа Страна / регион |
Дети (0 –14 лет) в % к детскому населению |
Подростки (15- 17 лет) в % к подростковому населению |
Взрослые в % к взрослому населению |
Россия (1999 г.) |
0,82 |
1,64 |
- |
Ивановская область (1998 г.) |
1,64 |
2,93 |
0,84 |
Ярославская область (1998 г.) |
0,67 |
1,87 |
0,59 |
А. А. Чуркин (1997) указывает величины распространенности для дебильности (т. е. легких форм) — 0,47 % населения. По данным В.В. Воронковой (1999) среди детей с нарушениями интеллекта на дебильность приходится 70 – 80 %. Причём, по мнению учёных, все имеющиеся показатели занижены.
Большой вклад в познание природы и сущности слабоумия, в разработку системы его преодоления в России внесли такие учёные, как Д. И. Азбукин, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Т. А. Власова (под её руководством разработан и реализован принцип дифференцированного обучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями), Л. С. Выготский (внёс огромный вклад в разработку теории проблемы), А. Н. Грабаров, Е. К. Грачёва (организовала первые в России учреждения для глубоко умственно отсталых детей, разработала первые руководства по работе с ними), А. С. Грибоедов, В. П. Кащенко (организовал школу – санаторий для дефективных детей), И. В. Маляревский и Е. Х. Маляревская, Л. Г. Оршанский, Ф. А. Рау, Г. И. Россолимо, С. С. Корсаков, В. П. Сербский и др.
- Особенности высшей нервной деятельности у детей школьного возраста с дебильностью
- Характеристика ощущения, восприятия и памяти у школьников с нарушением познавательной деятельности
- Развитие мышления и речи у детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности
- Особенности эмоционально – волевой сферы у детей школьного возраста с дебильностью
- Основные подходы к проблеме обучения и воспитания детей с дебильностью в России и за рубежом
- Структура и содержание обучения в специальных школах VIII вида
- Особенности воспитания детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности
- Выводы
Другие статьи:
Изучение характера взаимоотношений в семье.
Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы – выявить влияние семейной атмосферы на половую идентификацию ребенка, на формирование у детей полноценных предста ...
Морфологические аспекты конституции
В силу ряда причин в биологии и медицине до сравнительно недавнего времени разрабатывался главным образом морфологический аспект конституции, т. е. она, по существу, идентифицировалась с индивидуальными (индивидуально-типологическими) ос ...
Психогенные сексуальные расстройства.
Функциональные половые расстройства (один из почти обязательных компонентов депрессии) встречаются в структуре невротических состояний гораздо чаще, чем принято думать. Заметное снижение потенции не случайно рассматривают как чуть ли не в ...
Разделы