Исследуя выбранную проблему, мы изучили большое количество психолого – медико – педагогической литературы. В России исследованием психолого –педагогических особенностей детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности в степени дебильности занимались такие ученые, как Д. И. Азбукин, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, А. Н. Грабаров, Е. К. Грачёва, А. С. Грибоедов, В. П. Кащенко, И. В. Маляревский и Е. Х. Маляревская, Л. Г. Оршанский, Ф. А. Рау, Г. И. Россолимо, С. С. Корсаков, В. П. Сербский и многие др. За последние десятилетия накоплен огромный опыт диагностики и лечения различных форм умственной отсталости, социальной реабилитации детей и взрослых с нарушением интеллекта.
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что у всех детей школьного возраста с нарушением интеллекта, в том числе и у дебилов, высшая нервная деятельность и психические процессы имеют ряд особенностей.
Основной особенностью высшей нервной деятельности является слабость замыкательной функции коры головного мозга, проявляющаяся в слабости процессов возбуждения и торможения, их инертности, склонности к частому охранительному торможению, нарушении связи между первой и второй сигнальными системами. Эта особенность приводит к недоразвитию всех психических процессов умственно отсталых детей: замедленному темпу, инактивности восприятий, значительному сужению объёма воспринимаемого материала, которое приводит к дезадаптации детей в окружающей обстановке; выраженной недифференцированности ощущений и восприятий.
Умственно отсталые дети очень медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. По причине замедленности и непрочности процесса запоминания программу четырёх классов массовой школы дети с нарушением интеллекта усваивают за 7-8 лет. Ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, делает воспроизведение учебного материала крайне неточным. Опосредованные приёмы запоминания малодоступны умственно отсталым детям.
У умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность всех форм мыслительной деятельности: практически – действенной, наглядно – образной и словесно – логической. Все мыслительные процессы отличаются своеобразием. Легко обнаруживается неупорядоченность, бессистемность при анализе объекта, непоследовательное называние того, что бросается в глаза, без выделения существенных признаков. Отличительной чертой всей мыслительной деятельности умственно отсталых школьников является тугоподвижность, стереотипность процесса мышления.
У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в речевом развитии разной степени выраженности. Речевое недоразвитие обнаруживается в нарушениях всех компонентов речи. Звукопроизношение часто удаётся исправить к окончанию начальной школы, а бедность словаря и недостаточная дифференцированность значений слов часто сохраняется до старших классов. Употребляемые детьми с нарушением интеллекта предложения часто построены примитивно, с ошибками в согласовании и управлении, распространены пропуски членов предложения, иногда даже главных. Уровень развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации человека, у рассматриваемого контингента детей крайне низкий, овладение монологической речью оказывается чрезмерно сложной задачей. Отставание и особенности становления устной речи обусловливают трудности в овладении письменной речью. Регулятивная функция речи также недостаточно сформирована. Таким образом, обнаруживается тесная взаимозависимость в развитии речи и мышления, патологическое формирование которых в свою очередь связано с нарушением формирования других психических процессов.
Среди особенностей эмоционально – волевой сферы детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности в степени дебильности исследователи отмечают недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии с отдалёнными целями. Всем свойственна эмоциональная незрелость, недифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.
Исследуя литературу, нормативно – правовые документы, касающиеся возможностей обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в степени дебильности, мы пришли к заключению, что, несмотря на то, что во всём мире намечены общие тенденции в развитии специального образования, его положение в России и в развитых странах на данном этапе различается. Страны Западной Европы и США уже могут предложить детям школьного возраста с умственной отсталостью выбор образовательного маршрута, у них накоплен почти двадцатилетний опыт создания инклюзивных школ, в нашей же стране это пока единичные случаи. Для детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности в России существуют специальные (коррекционные) образовательные школы VIII вида, школы – интернаты, занимающиеся по программам вспомогательных школ, домашнее обучение в случаях, описанных в нормативных документах.
Другие статьи:
Влияние отсутствия семьи, психической депривации на развитие ребенка.
Отсутствие материнской заботы как в виде изоляции и сепарации от матери, так и в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не осуществляет адекватного ухода за ним (грубо обращается, эмоционально отвергает, относится б ...
Социализация агрессивности
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм, и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим существом с комплексом установо ...
Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и
В.Д.Небылицину.
Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента [1985; 1990]. По их мнению, прежде всего, следовало бы сосредото ...
Разделы