В XVIII веке создаются новые кладбища, расположенные вне городкой черты; близость живых и мертвых, ранее не внушавшая сомнений, отныне оказывается нестерпимой, равно как и вид трупа, скелета. Как раз в это время появляется необходимость примирить любовь к земным богатствам с заботой о спасении души, а также возникает представление о чистилище, отсеке загробного мира, который занимает промежуточное положение между адом и раем.
Третий этап эволюции восприятия смерти – «Смерть далекая и близкая» ( la mort longue et proche ) – характеризуется крахом механизмов защиты от прирорды. К смерти возвращается ее дикая неукрощенная сущность.(1С.153).
Четвертый этап – «Смерть твоя» ( la mort de toi ). Комплекс трагических эмоций, вызываемых уходом из жизни любимого человека, супруга или
супруги, ребенка, родителей – новое явление, связанное с укреплением эмоциональных уз внутри нуклеарной семьи. C ослаблением веры в загробные кары меняется отношение к смерти; ее ждут как момента воссоединения с любимым существом, ранее ушедшим из жизни. Кончина близкого человека представляется более тягостной утратой, нежели собственная смерть. Романтизм способствует превращению страха смерти в чуство прекрасного.(1С.208).
И наконец. В XX веке развивается страх перед смертью и самим ее упоминанием. «Смерть перевернутая» ( la mort inversee ) – пятая и последняя стадия развития восприятия и переживания смерти. Нынешнее общество ведет себя так, как будто вообще никто не умирает и смерть индивида не пробивает никакой бреши в структуре общества. Складывается впечатление, что кончина человека становится делом одних только врачей и предпринимателей, занятых похоронным бизнесом. Похороны проходят проще и короче, кремация сделалась нормой, а траур и оплакивание покойника воспринимаются как душевное заболевание. Смерть становится несчастьем и препятствием, ее стараются не только удалить от взоров общества, но и от самого умирающего, дабы не делать его несчастным. Покойника бальзамируют, наряжают и румянят, с тем чтобы он выглядел более юным, красивым и счастливым, чем был при жизни.(1С.297).
Подобная «перевернутость» смерти в наши дни формирует неспособность чуствовать, апатию, отчуждение, боязнь любви и «миф о власти» – словом, все то, что можно описать как «шизоидность».
Другие статьи:
Брайян и Хартер
Описанную выше ситуацию решительно изменили опыты американских психологов Брайянаи Хартера
по выработке навыка приема и посылки телеграмм. Их работа явилась второй после опытов Эббингаза
важнейшей вехой на пути экспериментального исслед ...
Основные положення Я – концепции
Термин «Я-концепция» (на английском “self-conception”, дословно – «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание». ...
Возникновение и развитие семейно-брачных отношений
Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня ...
Разделы