"Словарь русского языка"С.И. Ожегова
"СМЕРТЬ ж. (мереть), смертушка . смеретка, - точка, -тушка, смередушка . конец земной жизни, кончина, разлученье души с телом, умиранье, состоянье отжившего. Смерть человека, конец плотской жизни, воскресенье, переход к вечной, к духовной жизни .". (21С.624).
Словарь русского языка в 4 томах."СМЕРТЬ, и, род. мн. ей, ж.1. Биол. Прекращение жизнедеятельности организма и гибель его. Физиологическая смерть. Смерть клетки. Смерть растения.2. Прекращение существования человека, животного. Скоропостижная смерть. Ранняя смерть .".(36).
Оксфордский академический словарь:"Смерть — это конец жизни" (36).
Итак, смерть- это гибель, конец жизни. А где эта граница между жизнью и смертью, что считать ее критерием? Каковы признаки смерти, каковы древнейшие представления касательно смерти, которые прежде казались наивными, но приобрели теперь, когда к ним стали относиться более серьезно, глубочайший смысл, как складывалось и изменялось мнение людей
относительно смерти на протяжении развития человечества. Здесь хотелось бы обратиться за помощью к пионеру в области танатологии, Филиппу Арьесу, разработавшему проблему смерти как проблему исторической антропологии. С его точки зрения, в изменении восприятия смерти находят свое сдвиги в трактовке человеком самого себя. Иными словами, обнаружение трансформаций, которые претерпевает смерть в коллективном бессознательном, и пролевает свет на структуру человеческой индивидуальности и на ее перестройку, происходившую на протяжении веков.
Ф. Арьес намечает пять главных этапов в эволюции установок по отношению к смерти.(1).
Первый этап, начиная с архаических времен и вплоть до ХIX века он обозначает выражением «все умрем». Люди раннего средневековья относились к смерти как к обыденному явлению, которое не внушало им особых страхов. Смерть они принимали в качестве естественной неизбежности. Человек обычно заранее чуствовал приближение конца и готовился к нему. Умирающий – главное лицо в церемониале, коотрый сопровождал и оформлял его уход из мира живых. При этом и сам этот уход не воспринимался как полный и бесповоротный разрыв, поскольку между миром живых и миром мертвых не ощущалось непроходимой пропасти. Этим объясняется то, что все захоронения средневековья распологались на территории городов и деревень. Мало того, кладбище оставалось «форумом» общественной жизни; на нем собирался народ, здесь и печалились, и веселились, торговали и предавалист любви, обменивались новостями. Такая близость живых и мертвых никого не тревожила. Отсутствие страха перед смертью у людей раннего средневековья он объясняет тем, что, по их представлениям, умерших не ожидал суд и возмездие за прожитую жизнь и они погружались в своего рода сон, который будет длиться «до конца времен», до второго пришествия Христа, после чего
все, кроме наиболее тяжких грешников, пробудятся и войдут в царствие небесное.(1С.98).
Идея страшного суда, выработанная интеллектуальной элитой и утвердившаяся в период между XI и XIII столетиями, ознаменовала второй этап эволюции отношения к смерти, который Арьес назвал «Смерть своя» ( la mort de soi ). Начиная с XII века, сцены загробного суда изображаются на западных порталах соборов, а затем, примерно с XV века, представление о суде над родом человеческим сменяется новым представлением – о суде индивидуальном, который происходит в момент кончины человека. Одновременно заупокойная месса становится важным средством спасения души умершего. Более важное значение придается погребальным обрядам. Данная эволюция отношения к смерти объясняется ростом индивидуального сознания, испытывающего потребность связать воедино все фрагменты человеческого существования, до того разъединенные состоянием летаргии неопределенной длительности, которая отделяет время земной жизни индивида от времени завершения его биографии в момент грядущего Страшного суда.(1С.115).
Другие статьи:
Заключение.
Рассматривая роль психологических аспектов в формировании рекламного образа, я обнаружила много интересных сторон этой проблемы для более глубокого их изучения. Например, восприятие рекламы с точки зрения разных психологических школ, таки ...
Возникновение и развитие танцевально-двигательной
терапии
Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одн ...
Концепции сна
В современной науке о сне существуют различные подходы, теории и методы изучения. Рассмотрим некоторые концепции сна в истории медицины. Относительно причины возникновения сна существует несколько точек зрения.
В середине 19 в. сон счита ...
Разделы