7. Использование «я-позиции» для того, чтобы помочь членам семьи лучше определить свое положение в системе их отношений
Этот принцип связан с использованием треугольников. Психотерапевт, общаясь с членами семьи, обязан достаточно четко обозначить свою собственную позицию (в частности, показать, что не встанет на чью-либо сторону). Переживая эмоциональный стресс, члены семьи стремятся склонить психотерапевта на ту или иную сторону. Если он этому поддастся, то станет частью треугольника и утратит возможность эффективного воздействия на членов семьи. В то же время, если психотерапевт, вступая в треугольник, обозначает свою «я»-позицию достаточно четко, он сохраняет объективность в своих оценках семейной ситуации. Его задача заключается в том, чтобы избегать своего включения в коалиции и альянсы, а также оценок одних членов семьи как правых или «здоровых», а других — как неправых или «больных». Если ему это удается, члены семьи смогут постепенно прийти таковому восприятию друг друга и своих возможностей.
8. Использование исследовательской позиции для того, чтобы помочь членам семьи прояснить свои отношения с окружающими
Психотерапевт может узнать семью, лишь непосредственно общаясь с ее членами. Чем больше он ее узнает, тем больше члены семьи узнают о себе. Одновременно психотерапевт не должен давать каких-либо оценок семейной ситуации и поведения членов семьи, поскольку это будет способствовать их пассивности. Лучше всего, если он задаст им больше вопросов, показав тем самым, что не готов делать какие-либо оценки и заключения. Работая с семьей, психотерапевт стремится получить как можно больше всевозможной информации. Это необходимо не только для того, чтобы разобраться во взаимоотношениях членов семьи, но и чтобы иметь более полное представление о закономерностях функционирования любой семьи. Сообщая психотерапевту о себе различную информацию, члены семьи постепенно открываются для восприятия новых представлений. Они учатся лучше понимать свои собственные потребности и требования, предъявляемые к ним социальным окружением.
9. Использование понятия энергии
Использование этого понятия связано с исследованием функционирования семейной системы. Благодаря этим исследованиям было показано, что представители социальных систем имеют тенденцию противодействовать вмешательству извне. Поэтому, если, например, кто-либо из членов семьи в ходе сессии не желает вступать в контакт, психотерапевт может побуждать его к разговору. Это, однако, лишь усиливает его защитные тенденции.
Улавливая «энергию» членов семьи, психотерапевт более успешно решает многие задачи. Так, допустим, он может позволить члену семьи молчать, тем самым показывая, что молчание является своеобразной формой участия в психотерапевтическом процессе. Вполне возможно, что этот член семьи через некоторое время заговорит. Если никто не пытается его заставить говорить, он понимает, что никакого смысла молчать больше нет. Данная закономерность хорошо проявляется в любом противостоянии. Если одна сторона «складывает оружие», другая также часто отказывается от продолжения конфликта. Если психотерапевт, общаясь с членами семьи, не обращает внимания на их защитные тенденции, те могут исчезнуть сами по себе.
Настраивание на энергию членов семьи является достаточно простым, но эффективным инструментом. Вместо того чтобы избегать выражения чувств гнева, дискомфорта и агрессии, психотерапевт может разрешить членам семьи открыто выражать все эти чувства, тем самым помогая им по-новому взглянуть на свои переживания.
10. Поддержка наиболее функциональных членов семьи
Во многих случаях психотерапевт обращает основное внимание на наименее функциональных членов семьи. Если он определяет стратегию своей работы, ориентируясь именно на них, то тем самым снижает общий функциональный уровень семьи. И, напротив, если специалист ориентируется на самых функциональных членов семьи, он повышает общий функциональный уровень других ее членов. Фримен пишет: «Начиная работу с семьей, я обычно стараюсь выявить наиболее функциональных членов, то есть тех, которые наиболее гибки, адекватны, обладают наибольшим творческим потенциалом и спокойно ведут себя в новой обстановке. Затем, опираясь на них, я пытаюсь изменить структуру семьи. Очень важно, чтобы эти члены семьи могли присутствовать на сессиях. Их присутствие благотворно сказывается на менее функциональных ее членах. И, наоборот, ориентация психотерапевта на менее функциональных членов семьи не позволяет семье воспользоваться имеющимися в ее распоряжении внутренними ресурсами.»
Другие статьи:
Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности
«Утомление
– напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой» (2).
«Утомление усиливает психическую напряженность, является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное в ...
Общее понятие о конфликте
Недостатка в различных определениях конфликта нет. Мы приведем несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную сторону этого динамического группового процесса:
* Конфликт обычно рассматривается как состояние не ...
Поведенческий компонент рекламного воздействия.
Исследование данного механизма предполагает анализ поступков человека, определяемых его покупательским поведением под воздействием рекламы. Поведенческий компонент включает в себя как осознанное поведение, так и поведение на бессознательн ...
Разделы