Принципы практической работы, используемые на среднем этапе семейной психотерапии

Психология » Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена » Принципы практической работы, используемые на среднем этапе семейной психотерапии

Страница 1

Использование определенных принципов позволяет спе­циалисту успешней решать задачи среднего этапа семейной психотерапии. Хотя эти принципы следует учитывать с само­го начала психотерапии, их роль заметно повышается на сред­ней стадии, когда семье необходимо получить доступ к новым ресурсам.

Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные

Наибольшее значение члены семьи склонны придавать содержанию психотерапевтической работы. Они считают, что содержание их высказываний, все то, что они рассказывают о своих интересах и проблемах, — это самое главное. Поэтому особое внимание они обращают на реакции и оценки психоте­рапевта.

Однако специалисту не следует придавать содержанию высказываний членов семьи слишком большое значение. Он должен воспринимать его лишь как иллюстрацию семейных отношений. Содержание высказываний — лишь свидетель­ство того, как члены семьи воспринимают свои проблемы и взаимоотношения. Учитывая его, психотерапевт может луч­ше разобраться в тех ролях, которые играют разные члены се­мьи в семейной системе.

Содержание высказываний важно прежде всего потому, что оно характеризует самого рассказчика; его аналитическую деятельность, однако не позволяет объективно оценить дру­гих членов семьи. В большей степени содержание высказыва­ний свидетельствует об интересах и потребностях рассказчи­ка. Психотерапевт должен побуждать членов семьи объяснить, почему они обращают внимание на то, а не на иное об­стоятельство. Специалист, способный абстрагироваться от содержания высказываний членов семьи, будет более объек­тивен в своих оценках. Он обращает большее внимание на процесс, а не на содержание высказываний присутствующих, то есть на то, какие события происходят в семье, и определяет особенности высказываний ее членов. Это помогает ослабить переживаемое ими психическое напряжение, а также их за­щитные тенденции и болезненные реакции на высказывания друг друга.

Таким образом, психотерапевт должен помнить о том, что содержание высказываний не отражает процесс, а именно зна­ние о процессе определяет содержание дальнейшей работы. Психотерапевт должен стараться разглядеть интересы членов семьи, скрытые за содержанием их высказываний. Это помо­жет ему избежать субъективизма, а членам семьи — лучше разобраться в сути проблем.

2. Помощь членам семьи в изменении их взаимоотношений

Обращающиеся за психотерапевтической помощью семьи имеют либо чрезмерно жесткую структуру, либо очень слабые границы. Помогая членам семьи изменить взаимоотношения, психотерапевт стремится к тому, чтобы они смогли осознать себя как часть единого целого, находящегося в определенных отношениях с окружающей средой. Слишком жесткая структура семьи не предоставляет возможности удовлетворять индивидуальные потребности ее членов, по­тому психотерапевт должен сделать ее более гибкой, и напротив, если структура семьи слишком аморфна и ее границы определены достаточно четко, специалисту необходимо их укрепить. И в том и в другом случае основной задачей является осознание членами семьи того, что они составляют единое целое, обладающее как внутренними, так и внешними ресурсами. Им надо быть достаточно гибкими для получения информации извне, что позволит семье действовать более эффективно. Психотерапевт должен помочь им ис­пользовать свои внутренние ресурсы и в тоже время задей­ствовать внешние.

3. Использование мупьтигенерационной концепции с целью расширения границ семьи

Этот принцип был сформулирован М. Боуэном. Он связан с представлением о том, что расши­ренная семья может помочь нуклеарной семье лучше понять то, что она собой представляет как система с определенной предысторией и генеалогией. Данный принцип ориентирует психотерапевта на помощь членам семьи в осознании ими своих корней и восстановлении связей с другими родствен­никами, что позволяет им пользоваться новыми ресурсами.

Одной из задач психотерапии является лучшее понима­ние членами семьи ее предыстории. Нередко проблемные се­мьи характеризуются очень бедными связями с другими род­ственниками. Спрашивая членов таких семей об их отноше­ниях с родными, психотерапевт нередко обнаруживает, что они не виделись в течение многих лет. В то же время в ходе разговора об этих родственниках члены таких семей нередко дают сильные эмоциональные реакции. Лучшему пониманию членами семьи того, что они собой представляют как единое целое, может способствовать восстановление их связей с дру­гими родственниками. При этом следует учитывать несколь­ко моментов. Зачастую в отношениях членов семьи с этими родственниками имеются определенные нерешенные пробле­мы, которые отражаются на функционировании нуклеарной семьи и накладывают отпечаток на взаимоотношения ее чле­нов. Этому можно помочь, побуждая кого-либо из членов нуклеарной семьи к контактам с родными и к попыткам раз­решения старых проблем, имеющихся в его отношениях с ними. Это позволяет снять напряженность в отношениях чле­нов нуклеарной семьи.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Система взглядов и убеждений . Требования к учителю
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. По замечанию одного исследователя, поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогических добродет ...

Учить, но как?
Внутренние действия, которые производят дети, не появляются сами собой. Они формируются на протяжении детства под влиянием взрослых — на основе внешних действий с предметами, поэтому очень важно, чтобы ребенок в раннем детстве постигал ми ...

Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии
Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологиии Ленинградского Университета.Начиная с этой даты, а особенно в ...