Протекание семейной психотерапии до первого интервью с клиентом

Психология » Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена » Протекание семейной психотерапии до первого интервью с клиентом

Страница 2

В ходе первого разговора психотерапевт должен помочь обратившемуся к нему члену семьи справиться с тревогой. По моим наблюдениям, тревога усиливается, если психотерапевт выражает несогласие с тем, как обратившиеся понимают основную проблему. Лучше всего исходить из их определе­ния проблемы, а затем попытаться несколько расширить гра­ницы ее понимания. Проблема обычно связана с дистрессом, переживаемым разными членами семьи. Даже если позвонив­ший считает, что проблема связана с каким-либо одним чле­ном семьи, он понимает, что от этого в той или иной степени страдают все без исключения.

Особенности поведения обратившихся за помощью чле­нов семьи указывают на то, как они пытаются справиться с психическим напряжением. На начальном этапе психотера­пии бывают хорошо заметны семейные альянсы, коалиции, триангуляции и попытки связать все проблемы семьи с кем-то одним из ее членов. Если обратившийся за помощью член семьи считает, что проблему следует решать каким-то опре­деленным образом, психотерапевт должен учитывать, какую роль он играет в семье и каковы его взаимоотношения с дру­гими ее членами. Поведение членов семьи в самом начале психотерапии свидетельствует, насколько они готовы к изме­нению своих взаимоотношений.

Для предварительного телефонного разговора и несколь­ких первых сессий наиболее характерна попытка членов се­мьи связывать собственные проблемы с кем-либо одним из них. Это позволяет им сфокусировать все свое внимание на какой-то конкретной проблеме и тем самым «локализовать» тревогу, а также дает возможность поддерживать баланс во взаимоотношениях. Чем сильней члены семьи обеспокоены характером своих взаимоотношений и чем больше не увере­ны в своих силах, тем труднее им будет разобраться в соб­ственных потребностях и интересах. Психотерапевт должен оценивать семейные проблемы с системных позиций и в то же время демонстрировать членам семьи свою готовность всячески поддержать их стремление к личностному росту и автономности.

Можно говорить о шести основных группах проблем, о которых заявляют психотерапевту обратившиеся к нему члены семьи. Все они свидетельствуют об определенных нарушениях семейной системы и о том, как семье удается поддерживать свой гомеостаз.

1. Личные проблемы: взрослый член семьи может быть обеспокоен своим состоянием, то есть наличием у него тревоги, депрессии, ощущения собственной неполноценности и т. д.

2. Проблемы во взаимоотношениях родителя и ребенка: родитель недоволен своими взаимоотношениями с ребенком (или несколькими детьми).

3. Проблемы, связанные непосредственно с самим ребенком: у него могут быть сложности в общении со сверстниками, плохая успеваемость и т. д.

4. Проблемы во взаимоотношениях сиблингов: сиблинги постоянно конфликтуют, и родители никак не могут на них повлиять.

5. Проблемы во взаимоотношениях членов расширенной семьи: один из членов расширенной семьи чем-либо бо­лен или создает трудности для нуклеарной семьи.

6. Проблемы во взаимоотношениях мужа и жены.

Характер проблем определяет, кого следует приглашать на первое интервью. Если обратившийся за помощью считает, что основная проблема связана с ним и высказывает пожелание работать индивидуально, психотерапевт может воздер­жаться от приглашения всей семьи на первые несколько сес­сий. Тем не менее происходящие в ходе психотерапевтичес­кой работы изменения поведения этого члена семьи иногда могут вызывать негативные реакции со стороны его близких. В этом случае возникает необходимость их участия в даль­нейшей психотерапевтической работе. Если проблемы связаны с взаимоотношениями ребенка и родителя, необходимо пригласить на первое интервью обоих родителей. В дальней­шем психотерапевту потребуется присутствие ребенка. Если у ребенка возникают проблемы в школе или во взаимоотно­шениях со сверстниками, присутствие родителей на первых сессиях, а несколько позднее и других членов семьи будет необходимо. Практически всегда эмоциональные и поведен­ческие нарушения у ребенка так или иначе отражаются на его взаимоотношениях с близкими. Если проблема затраги­вает прежде всего взаимоотношения сиблингов, уже на на­чальном этапе психотерапии требуется обеспечить участие всех членов семьи. Очень часто конфликт между сиблингами определенным образом связан с родительскими взаимо­отношениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Предварительные условия
Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекатьс ...

Страх, его классификация.
Страх принодлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация старха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвол ...

Заключение.
Рассматривая роль психологических аспектов в формировании рекламного образа, я обнаружила много интересных сторон этой проблемы для более глубокого их изучения. Например, восприятие рекламы с точки зрения разных психологических школ, таки ...