Протекание семейной психотерапии до первого интервью с клиентом

Психология » Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена » Протекание семейной психотерапии до первого интервью с клиентом

Страница 5

Это способствует переходу сессии на третью стадию, ко­торая призвана изменить взгляды семьи на основные пробле­мы. На данном этапе они начинают по-новому их осмысли­вать и формулировать. При этом психотерапевт должен обра­щать особое внимание на следующие моменты:

• кто из членов семьи первоначально сформулировал ее ос­новные проблемы;

• как члены семьи взаимодействуют друг с другом и как они реагируют на психотерапевта;

• кто из них предпринимает наибольшие усилия для того, чтобы решить семейные проблемы;

• кто из них способен описать психотерапевту наиболее ха­рактерные особенности семьи?

Начиная с первых минут сессии психотерапевт постоян­но узнает о семье что-то новое. Именно три первые стадии интервью определяют готовность семьи продолжить работу. Это становится видно при переходе на четвертую стадию.

Семья соглашается на последующие встречи в том слу­чае, если опыт участия в первой сессии будет для ее членов положительным. Если это так, то можно считать, что психоте­рапевту удалось выполнить основную задачу первой встречи. Он несет ответственность за создание психологически ком­фортной и безопасной атмосферы, в которой риск взаимных обвинений сведен к нулю. Приступая к выяснению того, в чем члены семьи видят свою основную проблему, психотерапевт одновременно пытается изменить их точку зрения и помочь осознать необходимость совместной работы с целью разреше­ния семейных проблем.

С самого начала работы психотерапевт подчеркивает, что обвинение кого-то одного из членов семьи во всех проблемах совершенно непродуктивно. Он дает понять, что проблемы так или иначе связаны с каждым из них, а также указывает на важность тесного взаимодействия всех членов семьи, помо­гая им осознать связь нынешней ситуации с прошлыми собы­тиями. Так, например, детский опыт самих родителей во мно­гом определяет особенности их восприятия сложившейся ситуации и особую их уязвимость относительно тех или иных моментов семейных отношений.

СРЕДНИЙ ЭТАП СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Средний этап семейной психотерапии характеризуется тем, что члены семьи осознают необходимость совместной работы. Это позволяет более успешно решать как их индиви­дуальные, так и групповые задачи. На этом этапе членами се­мьи постепенно преодолевается тенденция к обвинению како­го-либо одного члена семьи, а также реактивное поведение. Они в большей степени осознают ответственность за свое по­ведение, а также то, что семья является для них важным ре­сурсом. Значительно снижается тревога и противоречивое отношение к психотерапии, а сам психотерапевт утрачивает в их глазах статус безусловного авторитета.

В этот период члены семьи начинают лучше понимать происходящее в семье. То, что послужило поводом для их обращения к психотерапевту, постепенно теряет свою значи­мость. Некоторые семьи в этот период завершают психотера­пию, что является преждевременным, поскольку внутрисемейные взаимоотношения еще недостаточно стабилизирова­лись. На данном этапе цель психотерапевта — помочь семье определить задачи дальнейшей работы.

На этой стадии психотерапевт должен активно использо­вать вопросы, помогающие членам семьи определить различ­ные связи как между ними, так и между их социальным окру­жением. Обсуждение взаимоотношений с ближайшими и дальними родственниками также способствует определению задач психотерапии. Так, например, если удалось стабилизи­ровать взаимоотношения детей и родителей, можно обратить особое внимание на взаимоотношения родителей с членами расширенной семьи.

Очень важно, чтобы психотерапевт смог сориентировать членов семьи на решение новых вопросов. Семейный подход подчеркивает необходимость поступления в систему новой информации, помогающей ей лучше понять как особенности своей организации, так и свои отношения с внешним миром. Чем более дисфункциональна семья, тем меньше информации в нее поступает. Как правило, семьи, переживающие серьезный внутренний конфликт, имеют ограниченные внутренние ресурсы. Их члены тратят основные усилия для того, чтобы заставить других считаться со своими интересами и потреб­ностями, игнорируюя при этом интересы и потребности дру­гих, что ведет к дальнейшей эскалации конфликта. Если же члены семьи начинают более активно устанавливать связи с внешним миром, они могут задействовать новые ресурсы. Благодаря этому их взаимные требования в дальнейшем осла­бевают. Установление разнообразных связей с внешним ми­ром является главной задачей среднего этапа семейной пси­хотерапии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Создание научных основ патопсихологии.
Вся её жизнь была подчинена идее создания научных основ новой области знания – патопсихологии. Все свои творческие силы, энергию, ум, она направляла на то, чтобы отстоять (часто в дискуссиях с коллегами-психиатрами) предметную автономию д ...

Средства повышения коммуникативности педагога.
Для учителя важны следующие коммуникативные умения: 1) Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией). 2) Понимать личность ученика, его психическое состояние. 3) «Подавать себя» в общении с учащимися. 4) Оптимально строить свою ре ...

Эволюция человека и развитие речи.
Происхождение вида Homo sapiens частично все еще остается тайной. Тем не менее последние ископаемые находки, особенно из восточной Африки, позволяют считать, что предки человека появились примерно 3 млн. лет назад. Более того, несколько с ...