Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может одновременно играть несколько ролей. Роли могут как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли членов семьи относятся к трем основным уровням:
· индивидуальные роли на уровне семьи;
· роли на уровне подсистем, например, на уровне подсистемы родитель-ребенок, подсистемы сиблингов и т. д.;
· роли, которые семья в целом играет в обществе.
Члены семьи формируют определенные нормы, касающиеся того, как они должны себя вести вместе и по отдельности в отношениях друг с другом и обществом. Эти нормы во многом определяются детским опытом самих родителей и усвоенными ими культурными ценностями.
Заключение брачного союза дает начало процессу социализации, результатом которого является выработка определенной системы разделяемых обоими супругами норм и ценностей. Этот процесс также сопровождается формированием набора установок и ожиданий, регулирующих их поведение. В своей совокупности они называются семейными нормами и существенно влияют на поведение отдельных членов семьи и всей семейной системы. Эти нормы в значительной мере определяют и характер культуры семьи, а также то, какое поведение ее члены считают правильным или неправильным, выполняя тем самым функцию социального контроля.
Система ценностей семьи влияет на нормы, правила поведения и роли ее членов. На структуру семьи влияют ценности разного порядка, в том числе социальные, семейные и индивидуальные ценности. Общество диктует семье, что она должна делать, какую - структуру должна иметь, как должны себя вести ее члены. Система ценностей семьи является результатом ее культурной идентификации и объединения систем ценностей ее членов. Они, в свою очередь, характеризуются индивидуальным набором ценностей, определяющимися их жизненным опытом.
Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи. Благодаря этому психотерапевт определяет стратегию лечения и способы повышения функциональных возможностей семьи.
Функции семьи тесно связаны с развитием ее структурной организации. Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений ее членов друг с другом и с внешним окружением.
Разделяют два основных аспекта семейного функционирования:
1) актуальные функциональные обязанности, делегируемые членам семьи ее социальным окружением;
2) поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье.
Основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением являются: обеспечение выживания, защита семьи от внешних повреждающих факторов, забота членов семьи друг о друге, воспитание детей, создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи, поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом, а также социальный контроль за поведением друг друга.
За последние 100 лет функции семьи в нашем обществе сильно изменились. В свое время основной являлась экономическая функция, тесно связанная с физическим выживанием членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты экономическая функция семьи утратила свою значимость, а роль социально-психологической функции заметно повысилась. В настоящее время своей основной обязанностью многие семьи считают не столько создание условий для своего экономического выживания, сколько обеспечение членами семьи взаимной психологической поддержки друг друга.
Общаясь с родителями и друг с другом, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них определенные модели социального поведения и учит способам социального взаимодействия. В настоящее время признается также, что в социализации ребенка большую роль играет его общение со сверстниками и представителями школьного окружения. Тем не менее, оценивая происходящее в социальной жизни, ребенок опирается прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. Таким образом, усвоенные ребенком в семье модели поведения в значительной степени определяют его последующий социальный опыт.
Другие статьи:
Функции зрительного ряда
По меткому выражению Р. Копыловой, изображение представляет собой «фундамент зрительного образа»[10].
А. Монтегю объясняет это обстоятельство тем, что «изображение более содержательно, оно дает более непосредственное впечатление, чем зву ...
Основные группы отклоняющегося поведения
При анализе негативных сторон жизни социологи в большинстве случаев оперируют такими понятиями, как пьянство, взяточничество, бюрократизм, злоупотребление служебным положением, потребительство, преступления против личности, блат, бродяжни ...
Первое и второе полугодие младенчества.
· Когнитивное развитие.
В этом возрасте подробно изучается развитие перцепции, развитие сенсо-моторного интеллекта. В плане взаимодействия матери с ребенком акцент ставится на предоставление матерью адекватных стимульных условий развития ...
Разделы