Структура, функции и развитие семьи

Страница 3

Каждый член семьи ведет себя в соответствии с опре­деленной системой ролей и может одновременно играть не­сколько ролей. Роли могут как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли чле­нов семьи относятся к трем основным уровням:

· индивидуальные роли на уровне семьи;

· роли на уровне подсистем, например, на уровне подсис­темы родитель-ребенок, подсистемы сиблингов и т. д.;

· роли, которые семья в целом играет в обществе.

Члены семьи формируют определенные нормы, касаю­щиеся того, как они должны себя вести вместе и по отдельно­сти в отношениях друг с другом и обществом. Эти нормы во многом определяются детским опытом самих родителей и усвоенными ими культурными ценностями.

Заключение брачного союза дает начало процессу социа­лизации, результатом которого является выработка определенной системы разделяемых обоими супругами норм и ценностей. Этот процесс также сопровождается формирова­нием набора установок и ожиданий, регулирующих их пове­дение. В своей совокупности они называются семейными нормами и существенно влияют на поведение отдельных чле­нов семьи и всей семейной системы. Эти нормы в значитель­ной мере определяют и характер культуры семьи, а также то, какое поведение ее члены считают правильным или непра­вильным, выполняя тем самым функцию социального конт­роля.

Система ценностей семьи влияет на нормы, правила по­ведения и роли ее членов. На структуру семьи влияют ценности разного порядка, в том числе социальные, семейные и индивидуальные ценно­сти. Общество диктует семье, что она должна делать, какую - структуру должна иметь, как должны себя вести ее члены. Система ценностей семьи является результатом ее культур­ной идентификации и объединения систем ценностей ее чле­нов. Они, в свою очередь, характеризуются индивидуаль­ным набором ценностей, определяющимися их жизненным опытом.

Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи. Благодаря этому психотерапевт определяет стратегию лече­ния и способы повышения функциональных возможностей семьи.

Функции семьи тесно связаны с развитием ее структур­ной организации. Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений ее членов друг с другом и с внеш­ним окружением.

Разделяют два основных аспекта семейного функциони­рования:

1) актуальные функциональные обязанности, деле­гируемые членам семьи ее социальным окружением;

2) поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье.

Основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением являются: обеспечение выжива­ния, защита семьи от внешних повреждающих факторов, за­бота членов семьи друг о друге, воспитание детей, создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи, поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом, а также социальный контроль за поведением друг друга.

За последние 100 лет функции семьи в нашем обществе сильно изменились. В свое время основной являлась эконо­мическая функция, тесно связанная с физическим выжива­нием членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты эконо­мическая функция семьи утратила свою значимость, а роль социально-психологической функции заметно повысилась. В настоящее время своей основной обязанностью многие семьи считают не столько создание условий для своего эконо­мического выживания, сколько обеспечение членами семьи взаимной психологической поддержки друг друга.

Общаясь с родителями и друг с другом, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них определенные модели социального поведения и учит спосо­бам социального взаимодействия. В настоящее время призна­ется также, что в социализации ребенка большую роль играет его общение со сверстниками и представителями школьного окружения. Тем не менее, оценивая происходящее в социаль­ной жизни, ребенок опирается прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. Таким образом, усво­енные ребенком в семье модели поведения в значительной степени определяют его последующий социальный опыт.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Функции зрительного ряда
По меткому выражению Р. Копыловой, изображение представляет собой «фундамент зрительного образа»[10]. А. Монтегю объясняет это обстоятельство тем, что «изображение более содержательно, оно дает более непосредственное впечатление, чем зву ...

Основные группы отклоняющегося поведения
При анализе негативных сторон жизни социологи в большинстве случаев оперируют такими понятиями, как пьянство, взяточничество, бюрократизм, злоупотребление служебным положением, потребительство, преступления против личности, блат, бродяжни ...

Первое и второе полугодие младенчества.
· Когнитивное развитие. В этом возрасте подробно изучается развитие перцепции, развитие сенсо-моторного интеллекта. В плане взаимодействия матери с ребенком акцент ставится на предоставление матерью адекватных стимульных условий развития ...