Структура, функции и развитие семьи

Страница 1

Семейную систему можно рассматривать как единое об­разование, обладающее определенными особенностями структуры, функционирования и развития. В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основные группы подсистем. Первая состоит из отдельных людей — членов семьи; вторая образована диадой муж—жена; третья — сиблингами, четвертая — диадами родитель—ребе­нок. Подсистемы каждой группы имеют определенные грани­цы, потребности и ожидания. Хорошо сбалансированная се­мейная система способна обеспечить удовлетворение потреб­ностей всех входящих в нее подсистем. Кроме того, семья должна взаимодействовать с различными элементами супер­системы — значимыми для нее другими лицами: друзьями, соседями, представителями социума. На рисунке ниже показано вза­имодействие между различными системными элементами семьи и ее внешнего окружения

Семейные психотерапевты, работающие с нуклеарной се­мьей, должны уметь оценивать особенности ее структурной организации. Семья, как правило, образуется в тот момент, когда два человека образуют брачный союз (хотя возможны его разные варианты). Каждый человек, вступая в брак, при­вносит в него свои собственные представления и ожидания относительно того, каким образом должны строиться семей­ные отношения.

Поначалу основными причинами сближения супругов являются чувство комфорта и удовлетворения, которое они испытывают в обществе друг друга. Постепенно супружеская пара формирует определенную систему отношений с уникаль­ными стилевыми особенностями, которые дают ей ощущение эмоционального и социального благополучия. Еще до появле­ния в семье детей супруги, как правило, успевают осознать потребности, которые их объединяют, а также разобраться в требованиях, которые предъявляет к ним социальное окруже­ние.

С появлением в семье нового члена, то есть ребенка, внутрисемейные отношения, формы коммуникации и поведение супругов должны в определенной мере измениться. Диадический союз превращается в триадический, предполагающий общение между тремя людьми. Ребенок обладает присущими ему потребностями и стилем поведения. Гибкость, характе­ризующая отношения супругов, определяет их возможность адаптироваться к ребенку. Если его темперамент и стиль по­ведения совместимы с соответствующими особенностями родителей, их адаптация к ребенку протекает успешно. Если же между темпераментом и стилем поведения ребенка и соот­ветствующими характеристиками и ожиданиями родителей имеются выраженные различия, мать и отец переживают пси­хический дискомфорт, а в их отношениях с ребенком возни­кают проблемы. Такая вероятность более высока в случаях, когда отношения супругов отличаются нестабильностью и если муж с женой неспособны самостоятельно решать пробле­мы своих взаимоотношений. Тогда зачастую эти нерешенные проблемы отражаются на отношениях с ребенком.

Супруги должны для себя решить, сколько времени они хотели бы уделять друг другу, а сколько — ребенку. При по­пытке оценить подсистему ребенок-родитель психотерапевту следует принимать во внимание отношения ребенка и отца, ребенка и матери, а также отношения обоих супругов с ребен­ком (детьми). При этом отношения между подсистемами дол­жны быть сбалансированными, то есть ни один из членов се­мьи не может быть исключен из отношений с другими. Дис­баланс возникает, когда, например, родители придают слишком большое значение собственным взаимоотношениям и уделяют ребенку недостаточно внимания, воспринимая его как помеху. В иных случаях мать может слишком много сил и времени уделять ребенку. При этом муж начинает испыты­вать от них отчуждение. Единственной формой сохранения его отношений с супругой, как правило, является участие в уходе за ребенком; при этом родители по-прежнему уделяют друг другу мало внимания.

Если в семье появляется еще один ребенок, формируется еще одна подсистема — сиблингов. Взаимоотношения сиблингов не похожи ни на какие другие взаимоотношения, ха-рактеризующие иные подсистемы. Иногда, когда сиблинги конкурируют друг с другом или находятся в очень близких отношениях, родители могут переживать сложные чувства. Тем не-менее, если семья отличается сбалансированностью взаимоотношений между всеми ее членами, родители обыч­но достаточно легко адаптируются к подсистеме сиблингов. Кроме того, такие семьи используют подсистему сиблингов в качестве одного из своих ресурсов. В отличие от вариантов, когда родители пытаются вмешиваться во взаимоотношения сиблингов, это, как правило, нарушает баланс данной подсис­темы. Если родители не предоставляют сиблингам возмож­ность самостоятельно разрешать возникающие между ними конфликты или, пытаясь повлиять на их отношения, отдают предпочтение одному из них, когда они не учитывают стар­шинство одного ребенка над другим и перекладывают ответ­ственность со старшего ребенка на младшего, — все это приво­дит к усилению внутрисемейной дисгармонии. Девид Фримен в одной из своих работ описывает следующую ситуацию:

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе.
Как уже отмечалось выше, учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий обучения. Рассмотрим некоторые конкретные рекомендации. Однако прежде заметим, что преподаватель до ...

Основные симптомы СЭВ
ü Ухудшение отношений с коллегами и родственниками; ü Нарастающий негативизм по отношению к пациентам (коллегам); ü Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином; ü Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи ...

Уровни способностей
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овлад ...