3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегам из дома, прогулами школы. Ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизации, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
4. В подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.
Существует модель разговора с суицидальным абонентом30. К ней подходят и взрослые и, с учетом перечисленного выше, подростки.
1.Установление отношений
.
Сформировываются отношения доверия. Имеет смысл узнать о событиях, которые должны произойти, понять, не таят ли они в себе какую-либо угрозу. Кризис обычно возникает из-за тех чувств или значений, которые за собой ведут факты.
2.Идентификация проблемы.
После установления отношений доверия и получения первых сведений о кризисной ситуации взаимная эмпатия и открытость позволяют определить проблему, то есть установить возможность суицидального поведения. Консультанту следует вести абонента к определению кризисной ситуации. Обычно она скрыта, в качестве проблемы могут называться те или иные предостерегающие признаки, на самом деле являющиеся следствием.
3.Исследование проблемы.
Оно начинается, если суицидальные угрозы становятся предметом открытого обсуждения. Иногда возникают страх и тревога, которых не нужно опасаться. Исследуются события и чувства абонента, что позволяет расширить обсуждение и привести к более полному пониманию происходящего. Начинается совместная работа, поиск иных выходов. Для такой работы необходимо время, ибо абонент делится часто глубокими, но не всегда ясными переживаниями. Нередко это бывает вообще первым в жизни опытом рассказа о своих чувствах. Поэтому консультанту следует чувствовать темп собеседника, обсуждая все значимые чувства и мысли. Это существенно снижает эмоциональное напряжение, отодвигает сторону мысли о конце, но при этом может возникнуть амбивалентность.
4.Оценка проблемы.
Она стоит в определении потенциальной опасности суицида и вероятности смертельного исхода. Суициденты никогда не звонят, чтобы сказать "Прощай"; они хотят, чтобы их остановили. Но мешает амбивалентность. Поэтому в беседе важно оценить потенциальную опасность предполагаемых действий, которая определяется наличием:
ü Плана и метода суицидальных действий (их доступность, легкость и степень летальности);
ü Попыток самоубийства в прошлом, особенно, если не минуло еще и трех месяцев;
ü "последние капли" - события, побудившего к выбору аутоагрессивной альтернативы;
ü подготовки к концу жизни (завещаний, прощальных писем, распоряжений)
В случае подростков, в силу их впечатлительности, имеет смысл "поиграть" с фантазией абонента. Предложить ему представить, как это будет выглядеть, опираясь на краски.
5.Заключение контракта.
При любой степени суицидального риска, если дело не доходит до процедуры отслеживания, беседа продолжается в направлении выработки альтернативного решения. Принципиальной установкой контракта является уверенность, что собеседники преследуют одну и ту же цель. Подробнее я писала выше в Техниках телефонного консультирования.
1 см. Фельдштейн Хрестоматия по психологии
2 см. Райс Психология подросткового и юношеского возраста стр.17
3 см. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассника. М. 1981
4 см. здесь и далее Л. Хьел, Д. Зиглер Теории личности стр.483
5 см. здесь и далее Э.Эриксон Детство и общество.
¢ Идентичность означает сознание тождественности самой себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это.
Другие статьи:
Теории психического развития в подростковом возрасте.
Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отр ...
Социализация агрессивности
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм, и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим существом с комплексом установо ...
Условия развития воображения.
а)основные этапы развития воображения.
Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей:
q Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательн ...
Разделы