Развитие подростков с точки зрения психологии.

Психология » Телефонное консультирование » Развитие подростков с точки зрения психологии.

Страница 4

Основную роль в формировании положительной Я-концепции играет не тип структуры семьи, а фактор качества и гармоничности межличностных отношений. Однако при разводе можно наблюдать понижения самооценки. Но обычно это временное явление11.

В подростковом возрасте Я-концепция постепенно стабилизируется12. Тем не менее, подростки чрезвычайно чувствительны к важным событиям и переменам в своей жизни. В одной работе было обнаружено снижение уровня Я - концепции учащихся после того, как они со своими семьями переехали в другой город. Чем чаще совершались переезды и чем меньше времени прошло после последнего из них, тем сильнее было негативное влияние на Я - концепцию. "Подростки, попавшие в дурную компанию и начинающие принимать девиантные нормы поведения, могут проявлять меньше самоуважения и повышенную склонность к самоуничтожению"13

Ни один аспект психологии подросткового возраста не привлекал к себе такого большого внимания, какое в течение многих лет уделялось вопросам Я-концепции, самооценки идентичности.

По сравнению с детским возрастом подростки оказывают повышенное внимание к телу и его функциям. Они начинают усиленно заботиться о своей внешности; их волнует такие вопросы, как собственная привлекательность, телосложение, вес.

Скорое завершение физического развития у подростков ведет к тому, что они сравнивают себя со сверстниками, усиливают наблюдение за собственным телом, часто вызывают озабоченность и опасения, что развитие отклоняется от нормы. "Осознание соматических изменений и их включение в схему тела (совокупность когнитивных представлений о собственном теле)- одна из важнейших проблем периода полового созревания. На ее разрешение воздействуют как внутренние (аффект, эротическая и сексуальная привлекательность, регуляция настроений, влечений, механизмы психической переработки, познавательные способности, внутренние психологические конфликты), так и внешние (оценка и интерпретация физических изменений окружающих, нормы и идеалы внешнего вида и поведения, социальная поддержка и т.д.) переменные"14

Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремление подростков сравнивать себя со сверстниками у многих из них наибольшее значение имеет чувство собственной значимости и самооценки. Положительная самооценка зависит от физической привлекательности и внешнего облика. На подростков оказывает глубокое влияние традиционный для их культурной среды идеальный образ внешности и телосложения. Это один из важнейших компонентов подростковых взаимоотношений, потому что высокая самооценка влияет на личностные качества, адаптацию в обществе и на овладевание широким навыком межличностных отношений.

Помимо внимания к своему телу у подростков возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям и их выражению. Подростки начинают сравнивать свои представления с мнениями других людей и проводят много времени за разговорами о сексе, рассказывают сексуальные анекдоты, пользуются сексуальным сленгом. Постепенно подростков начинают интересовать сексуальные эксперименты с участием других. Отчасти это вызывается любопытством; отчасти - стремлением к сексуальной стимуляции и разрядке; отчасти - потребностью в любви, нежности и принятии другим человеком.

Формирование половой зрелости в период подросткового возраста происходит двояким образом:

- биологический процесс ее становления;

- психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признание ее обществом.

Ремшмидт, в своей книге " Подростковый и юношеский возраст " говорит о том, что эти оба процесса идут не синхронно, а более или менее разделены во времени. В сексуальном развитии подростка наряду с генетическими факторами решающее значение имеют полоролевое поведение родителей и первые собственные опыты с сексуальными партнерами.

Как я уже и упоминала, основной движущей силой подростковой сексуальности являются эмоциональные потребности, которые чаще всего к сексу никакого отношения не имеют. Эти эмоциональные потребности включают в себя желание ощутить чью-то нежность, избавиться от одиночества, повысить самооценку. Когда подростки пытаются удовлетворить посредством секса другие свои нужды, возникают новые проблемы. Если получить эмоциональное удовлетворение не удается, результатом может стать усугубление депрессии, понижение самооценки, уменьшение степени близости, повышенная удовлетворенность сексом. Опасность состоит в том, что у подростка могут сформироваться незрелые, не приносящие удовлетворения отношения и сексуальные привычки, которые он перенесет и во взрослую жизнь.

О сексуальной революции написано очень много, и она имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Большинство подростков стало гораздо откровеннее и честнее по отношению к сексу, и могут без колебаний говорить о нем. Революция принесла за собой изменения в установках и поведении. Сейчас мы способны проявлять терпимость и принимать не один стандарт сексуального поведения, а множество. Я бы сказала, что современные подростки являются сторонниками индивидуальной этики, т.е. считают, что каждый человек должен сам выбирать для себя правила поведения. Однако, несмотря на эти положительные стороны, имеет место быть распространение болезней, передающихся половым путем, количество внебрачных детей, абортов и внебрачных беременностей. Зачастую это происходит из-за того, что большинство молодых людей еще не научились ответственно подходить к предохранению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников
С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу,во – первых , наиболее запутанных , а , во – вторых , пренебрегаемых , а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики . Отрадно , что сейчас ситуация с половым воспи ...

Биографический очерк
. Абрахам Харольд Маслоу родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей, из еврейской семьи, эмигрировавшей из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование и содейст ...

Основные координаты телосложения
Наиболее распространены в схемах морфологической конституции следующие основные координаты телосложения: 1. Координата узко-широкосложенности как тенденции к преобладающему линейному или широтному росту (долихо-брахиморфия, лепто-эури ...