По мнению Эриксона, главная задача индивида заключается в том, что бы, переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность. Формирование идентичности¢ начинается еще до наступления подросткового периода и с ее окончанием не завершается. Этот процесс продолжается в течение всей жизни человека и протекает во многом бессознательно.
Подростковый период, на который приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается важным периодом в психосоциальном развитии человека. Психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе - в виде ролевого смещения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, что собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность эго-идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго- т.е. на конфликт идентичности и ролевого смещения. Эго-идентичность Эриксон определяет так: "Появляющаяся интеграция в форме эго-идентичности - это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможной одаренностью. Таком образом, чувство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими".
Конфликт идентичности у подростков Эриксон разделил на семь частей:
1.Временная перспектива или расплывчатость чувство времени;
2.Уверенность в себе или застенчивость;
3.Экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли;
4.Ученичество или паралич трудовой деятельности;
5.Сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
6.Отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;
7.Идеологическая убежденность или размытость системы ценностей.
Идентичность состоит из многих компонентов6: психических, сексуальных, социальных, профессиональных, моральных, идеологических и психологических качеств, совокупность которых образует целостную личность. Некоторые аспекты идентичности формируются легче, чем другие. Идентичность бывает позитивная и негативная. Подросток с позитивной идентичностью легче избавляется от внутренних конфликтов. Кроме того, развитие идентичности влияет на процесс формирования личных отношений между подростками. Подростки ощущают тягу к тем, чей статус идентичности аналогичен их собственному. Другие подростки выбирают такие формы поведения, которые помогают снизить чувство тревоги, порожденное неопределенной или незавершенной идентичностью. Некоторые делают попытку ухода, обращаясь к таким интенсивным и быстродействующим методам, как злоупотребление наркотиками или участие в оргиях. Острые эмоции временно заслоняют чувство недостаточной самоидентичности. Подросток может заменить истинное самоопределение временной идентичностью, став членом многих клубов и организаций. Некоторые пытаются временно усилить свою идентичность, совершая акты вандализма, участвуя в спортивных соревнованиях или популярных конкурсах. Другой распространенной уловкой является создание бессодержательной идентичности, проявляющейся в различных чудачествах. Идентичность можно описывать, пользуясь общим понятием Я-концепции. Это понятие одновременно и персональное и социальное - поскольку отражает образ Я и в тоже время включает в себя групповой образ Мы, коллективную идентичность. Самость, или Я-концепция определяется в теории Карла Роджерса как " Организованный последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств "Я", или "меня" и восприятий взаимоотношений "Я", или "меня" с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен к осознованию, хотя не обязательно осозноваемый"7.Т.е Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Она отображает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Я - концепцию можно также рассматривать как совокупность множества Я-концепций, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли.
Рут Стренг8выделила четыре основных аспекта Я:
1.Общая или основная Я-концепция, т.е. представление подростка о собственной личности и "восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире"
2.Временные или переходные Я-концепции. Они зависят от настроения, ситуации, от прошлых или текущих переживаний. Недавно полученная плохая оценка на экзамене может создавать у подростка временное ощущение собственной глупости; критическое замечание родителей может спровоцировать снижение на какой-то срок самооценки.
Другие статьи:
Собеседование, проводимое при приеме на работу
Собеседование с сотрудниками отдела человеческих ресурсов.
Задача первичного отбора состоит в определении ограниченного числа кандидатов, с которыми организация могла бы работать индивидуально. На следующем этапе специалист по подбору п ...
Общие положения теории функциональных систем.
Еще А.А. Ухтомский писал, что рефлекторная схема описания психической деятельности несостоятельна, т.к. она описывает не общие закономерности психической деятельности, а феноменальные ее проявления.
Рефлекторный принцип организации психи ...
Руководство и лидерство
Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду характеристику психологических отноше ...
Разделы