К вопросу об исторических традициях

Психология » Сценарий свадьбы » К вопросу об исторических традициях

Страница 2

варежки. Родители невесты сперва как бы не реагируют на ее приход. Через некоторое время происходит подобный диалог:

"А, Федора, это ты? Чего пришла-то?

- Да вот, мимо шла, да зашла .

- Ну, входи в избу."

Сваха входит, но останавливается под матицей (по поверью в ней живет домовой). И вот тут начинается разговор, обычно иносказательный: "Я к вам, к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ли у вас стог купить, да жеребенка накормить?" Или: "Я пришла не лапти плесть, а родню завесть". А бывает и просто: " У нас жених, у вас невеста, нельзя ли их свести вместе?"

После этого сваху (сватов) сажали на почетную продольную лавку, а после этого просили подвинуться к столу и начинался конкретный разговор о деле. При этом сваха, если дело пошло на лад, назначала с родителями невесты время сговора (просватанье), где окончательно все и решается. В это время невеста сидит с подругами за столом и время от времени поглядывает на зажженную у икон лампаду.

Считается, что если девушку просватают, лампадка должна погаснуть.

До XIX века сговор включал в себя рукобитье, богомолье, пропой. Рукобитье - это самое начало обряда: родители решают все хозяйственные дела, сидя за столом, затем встают и над хлебом (символ благополучия) пожимают друг другу руки. После этого следует благодарственная молитва, затем все снова садятся за стол и начинают "пропивать" невесту. С этой минуты девушка считается "сговоренкой".

Тут-то все и начинается. "Сговоренка" закрывает лицо руками, падает на стол и, плача, начинает причитать:: "Вот приехал сват, просватался ." Долго причитает "сговоренка", пока не приходят родители и сообщают все подробности о дальнейшем ходе событий, о дне свадьбы.

С этого дня для девушки кончается "вольная жизнь". Она уже не могла выходить из дома, принимать участие в девичьих играх на улице, участвовать в посиделках. И одежда на ней совсем другая: "сговоренка" должна ходить в темном сарафане, низко повязав платок, даже глаза прикрывала. По утрам "сговоренка" должна была "зори плакать", причитать. Днем в дом невесты приходили подружки, помогать шить приданое. Подарков необходимо было приготовить множество: и свекрови, и свекру, и жениху, и гостям. Одних полотенец требовалось несколько десятков.

Нельзя упустить один важный эпизод в предсвадебных хлопотах, он назывался "Дом смотреть". Родители невесты вместе с родствениками приходили в дом жениха и осматривали дотошно все хозяйство будущих сватов: и конюшни, и амбар, и даже курятник. Тут уж каждый ловчил, как мог: занимали у соседей скот, ставили в амбар чужие мешки с зерном. Однажды, в экспедиции я спросила у знакомой старушки, как ее замуж выдали. Она ответила: "Вот так, выдали меня за семь хомутов". - "Как это?" - "Да жених посватался из дальней деревни. Сваха очень хвалила. Поехал отец с матерью "дом смотреть", видит в конюшне семь хомутов висят. "Ну, - думает, - богато живут". Спрашивает: "А где кони-то?" - "Да мальчишка повел в поле, притомились на работе". А когда замуж вышла, смотрю - одна лошадь всего. Хомуты-то у соседей занял напоказ. Вот так!"

Вскоре после просватанья, подруги девушки рубили в лесу небольшую елочку, украшали ее лентами и бумажными цветами, фольгой и прибивали ее к углу дома невесты или коньку крыши. До свадьбы оставалось совсем немного .

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Метод Александера
Франц Матиас Александер был австралийским актером. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой не было органических причин. Посредством длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением г ...

Педагогика и «завтрашний день» ребёнка
Против утверждения, согласно которому обучение должно считаться с уровнем развития ребенка, возразить нечего. Но что значит «считаться»? Было бы глубоко ошибочно истолковывать это утверждение так, будто обучение должно просто следовать за ...

Пренатальный период.
Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга.Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когни ...