Изучение характера взаимоотношений в семье.

Страница 1

Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы – выявить влияние семейной атмосферы на половую идентификацию ребен­ка, на формирование у детей полноценных представлений о семье, семейной экономике.

Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены следующие факторы:

1. Типовые состояние семьи:

- эмоциональный комфорт;

- тревожность

2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный.

3. Особенности семейного воспитания:

- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

- родители оказывают помощь в научении, организации домашнего труда.

- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье соответствующие полу ребёнка.

- родители видят недостатки в воспитании своих детей и корректно их минимизируют.

Первая часть практической работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:

· беседа с родителями и детьми;

· тест –ОРО (опросник родительского отношения авторы А.Я. Варга, В.В. Столин), выполняемый родителями

· опросник «Удовлетворённость браком» (

В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)

· тест КРС (кинетический рисунок семьи) авторы С.Кауфман, Р.Бенс выполняемый детьми

· наблюдение

Исследование проводилось в с. Упорово на базе детского сада МУП ДОУ «Солнышко». Нами были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей дошкольного возраста и полный состав семьи. Вся система нашей работы направлена на выявление характера взаимоотношении в семье и уровня развития личностных качеств способствующих реализации социальной роли семьянина. Исследование направлено на ребенка дошкольного возраста. Следовательно, данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей т.е. отражают точку зрения детей дошкольного возраста.

Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.

Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав; количество детей, их возраст; образование и возраст родителей).

Код 01.

Состав семьи: полный. Мать –образование высшее, 25 л. Отец –образование средне-специаль, 36 л. Дети: 1. Слава, 6,5 л

Код 02.

Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 28 л.Отец –образование высшее, 27 л. Дети: 1. Маша, 10 л. 2. Валя, 7 л.

Код 03.

Состав семьи – полный. Мать – образование среднее 30 л. Отец – образование высшее 35 л. Дети: 1. Ваня, 6,2 л.

Код 04.

Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование средне-специаль, 37 л. Дети: 1. Ваня, 12 л. 2. Степа, 10 л. 3. Люда, 6 л.10 м.

Код 05.

Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование высшее, 39 л. Дети: 1. Валя, 11 л.2. Саша, 6 л.5 м.

Код 06.

Состав семьи –полный. Мать – образование средне-специал., 25 л. Отец – образование средне-специал, 26 л. Дети: 1.Света, 6 л.

Код 07.

Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 36 л. Отец – образование средне–специальное, 37 л. Дети: 1. Сережа, 7л.1м.

Код 08.

Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специальное, 28 л. Отец – образование средне-специальное, 29 л. Дети: 1. Таня, 5 л.11м.

Код 09.

Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специаль., 31 л. Отец – образование среднее, 32 л. Дети: 1. Антон, 6 л.3м.

Код 10.

Состав семьи – полный. Мать – образование высшее, 37 л. Отец – образование высшее, 37 л. Дети: 1. Лена, 7 л.

1). Общий анализ данных выглядит следующим образом:

1. 100% из 10 семей имеет полный состав.

10% ( 1 семья - 06) формально полная. В этой семье отец практически не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

2. по количеству детей - 10% (04) имеет 3 детей, 20 % (02, 05) – 2 детей, 70% (01, 03,06, 07, 08, 09, 10) - 1 детей.

С целью выявления взаимоотношений в семье, получения данных о том, как ребёнок воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был проведен тест «Клинический рисунок семьи» (КРС) Р.Бенса и С.Кауфмана. Этот метод даёт богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Компоненты творческих спосібностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие п ...

Заключение.
Возникновение сложных педагогических ситуаций в семейном воспитании связано с многообразными субъективными и объективными факторами. Здесь подразумевается, с одной стороны, ошибки, допущенные родителями в процессе воспитания, неприятие во ...

Тренинг активной релаксации
Нервно-мышечная релаксация необходима по следующим причинам: v стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением; v при ослаблении напряжения мышц можно достигнуть значительного ослабления беспокойства, тревоги и других проявлений пов ...