Для того чтобы иметь представление о том, что означают чувства, нам важно хотя бы немного понимать их.
Экзистенциальный анализ выделяет две основные группы чувств.
Первая - эмоциональные состояния. Именно они дают информацию о нашем душевном самочувствии, они связаны с состоянием нашего тела и предшествующим жизненным опытом. Эти чувства - индикаторы или указатели, предупреждающие надписи, подобны «контрольным лампочкам» нашего самочувствия, и предназначены для того, чтобы обратить наше внимание на что-то.
Эти чувства могут быть непосредственно связаны с ситуацией, например, указывать на гнетущую духоту в помещении. Тогда их смысл заключается в том, чтобы обратить наше внимание на то, как оптимально изменить ситуацию. Эмоциональные состояния могут быть в меньшей степени вызваны внешней ситуацией, происходят из прошлого опыта человека, который теперь ему надлежит вновь пережить и понять, как в случае, описанном выше. Чувством, не связанным с ситуацией, привнесенным, является, например, внезапный страх, который может охватывать человека на улице, дома или на работе. Этот страх не связан с внешней ситуацией, в которой в данный момент находится человек, а с ним самим.
Другим чувством-указателем может быть недоверие, если, например, никто из сотрудников не дает повода для него. Если это так, тогда это чувство указывает на внутренние, старые жизненные обстоятельства.
Для того чтобы справиться с ними, нужно как бы «отодвинуть» это чувство, отстраниться от него. Эмоциональные состояния и настроения, такие, как страх, общая неуверенность, недоверие, печаль и чувство одиночества, не подразумевают, что мы будем слепо следовать их импульсам: правильно говорят, что страх, например, плохой советчик.
Для того чтобы справиться с конкретной жизненной ситуацией важно отстраненно обходиться с подобными эмоциональными состояниями. Для примера рассмотрим постоянно возвращающееся чувство: «Все другие лучше меня». Это тоже эмоциональное состояние, на которое нам не следует ориентироваться, поскольку оно может нас парализовать. Для того чтобы оставаться жизнеспособным, важно отойти от подобного депрессивного чувства на определенную дистанцию и рассматривать его как своеобразный указатель. Когда остаешься наедине с самим собой или разговариваешь с человеком, который тебя понимает, или в случае необходимости с психотерапевтом, следует вникнуть в суть этого чувства. Не слишком ли часто такого человека сравнивали с одноклассниками, братьями и сестрами, а его усилия и успехи обесценивали? Как часто он чувствовал или ему прямо говорили о том, что он в тягость родителям? Как может быть хорошим то, что он делает, если он несет в себе чувство, что плохо то, что он есть?
Настолько глубокими и далеко идущими могут быть наши чувства, и точно так же глубоко следует идти в обращении с ними? На меня производит большое впечатление, когда во время терапевтических бесед я становлюсь свидетелем того, каких невероятных результатов добиваются люди в борьбе против влияния на свою жизнь чувств и своих внутренних катастроф. Иногда они в течение многих лет справляются с жизнью: работают, проводят свободное время, поглубже пряча свои слезы и отчаяние. И все-таки наступает момент, когда они обращаются за помощью. В большинстве случаев я бы пожелал им, чтобы они пришли на терапию раньше. Однако я уважаю их старания, когда они пытаются жить сами, удаляясь от обременяющих их чувств на дистанцию, обеспечивающую жизнеспособность.
Создание этой, обеспечивающей жизнеспособность дистанции, чаще всего происходит за счет отрицания этого чувства и одновременно отрицания психотерапии. Так бывает, потому что пока человек борется с чувством, он не заинтересован в том, чтобы это чувство понять, говорить о нем, разобраться в нем и дойти до его сути. Страх перед чувством слишком велик. Чувство-указатель прочитывается только как угроза.
Вероятно, оно действительно является угрозой, поскольку в течение некоторого периода работы с таким чувством оно может стать достаточно сильным и болезненным. Однако, оставаясь неизвестным и нераспознанным подобное чувство обременительно, опасно и непредсказуемо, потому то последствием длительного подавления или избегания его является беспрепятственное проявление его силы. Прятать чувства и защищаться от них броней приходится тем в большей степени, чем меньше мы видим в них надежные указатели на тоску, одиночество или психологическую травму. Такие чувства призывают человека к живому обращению с ними: они должны быть понятыми и встроенными в жизненные взаимосвязи - именно в этом и заключается смысл подобных длительных, возвращающихся, обременительных эмоциональных состояний.
Другие статьи:
Брайян и Хартер
Описанную выше ситуацию решительно изменили опыты американских психологов Брайянаи Хартера
по выработке навыка приема и посылки телеграмм. Их работа явилась второй после опытов Эббингаза
важнейшей вехой на пути экспериментального исслед ...
Глубинное воспитание как основа коррекции сложных педагогических ситуаций
в процессе семейного воспитания.
Источник конфликтов, возникающих в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, заключается в различии их взглядов на явления окружающей их действительности. С одной стороны, ребенком движет сила собственных актуальных потребностей, что меша ...
Отечественные и зарубежные психологи о проблеме « тревожности».
Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи.
Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагают ряд приемов, например ...
Разделы