Эмоциональные состояния - индикаторы восприятия нашей жизни

Психология » Стоит ли полагаться на свои чувства » Эмоциональные состояния - индикаторы восприятия нашей жизни

Для того чтобы иметь представление о том, что означают чувства, нам важ­но хотя бы немного понимать их.

Экзис­тенциальный анализ выделяет две основ­ные группы чувств.

Первая - эмоциональ­ные состояния. Именно они дают информацию о нашем душевном самочувствии, они связаны с состоянием нашего тела и предшествующим жизненным опытом. Эти чувства - индикаторы или указатели, предупреждающие надписи, подобны «контрольным лампочкам» нашего само­чувствия, и предназначены для того, чтобы обратить наше внимание на что-то.

Эти чувства могут быть непосредственно связаны с ситуацией, например, указывать на гнетущую духоту в по­мещении. Тогда их смысл заключается в том, чтобы обра­тить наше внимание на то, как оптимально изменить ситу­ацию. Эмоциональные состояния могут быть в меньшей степени вызваны внешней ситуацией, происходят из про­шлого опыта человека, который теперь ему надлежит вновь пережить и понять, как в случае, описанном выше. Чувст­вом, не связанным с ситуацией, привнесенным, является, например, внезапный страх, который может охватывать че­ловека на улице, дома или на работе. Этот страх не связан с внешней ситуацией, в которой в данный момент находится человек, а с ним самим.

Другим чувством-указателем может быть недоверие, если, например, никто из сотрудников не дает повода для него. Если это так, тогда это чувство указывает на внутрен­ние, старые жизненные обстоятельства.

Для того чтобы справиться с ними, нужно как бы «отодвинуть» это чувство, отстраниться от него. Эмоцио­нальные состояния и настроения, такие, как страх, общая неуверенность, недоверие, печаль и чувство одиночества, не подразумевают, что мы будем слепо следовать их им­пульсам: правильно говорят, что страх, например, плохой советчик.

Для того чтобы справиться с конкретной жизненной ситуацией важно отстраненно обходиться с подобными эмо­циональными состояниями. Для примера рассмотрим по­стоянно возвращающееся чувство: «Все другие лучше ме­ня». Это тоже эмоциональное состояние, на которое нам не следует ориентироваться, поскольку оно может нас парали­зовать. Для того чтобы оставаться жизнеспособным, важно отойти от подобного депрессивного чувства на определенную дистанцию и рассматривать его как своеобразный указатель. Когда остаешься наедине с самим собой или разговариваешь с человеком, который тебя понимает, или в случае необходимости с психотерапевтом, следует вникнуть в суть этого чувства. Не слишком ли часто такого человека сравнивали с одноклассниками, братьями и сестрами, а его усилия и успехи обесценивали? Как часто он чувствовал или ему прямо говорили о том, что он в тягость родителям? Как может быть хорошим то, что он делает, если он несет в себе чувство, что плохо то, что он есть?

Настолько глубокими и далеко идущими могут быть наши чувства, и точно так же глубоко следует идти в обра­щении с ними? На меня производит большое впечатление, когда во время терапевтических бесед я становлюсь свиде­телем того, каких невероятных результатов добиваются люди в борьбе против влияния на свою жизнь чувств и своих внутренних катастроф. Иногда они в течение мно­гих лет справляются с жизнью: работают, проводят свобод­ное время, поглубже пряча свои слезы и отчаяние. И все-таки наступает момент, когда они обращаются за помо­щью. В большинстве случаев я бы пожелал им, чтобы они пришли на терапию раньше. Однако я уважаю их стара­ния, когда они пытаются жить сами, удаляясь от обременя­ющих их чувств на дистанцию, обеспечивающую жизне­способность.

Создание этой, обеспечивающей жизнеспособность дистанции, чаще всего происходит за счет отрицания этого чувства и одновременно отрицания психотерапии. Так бы­вает, потому что пока человек борется с чувством, он не за­интересован в том, чтобы это чувство понять, говорить о нем, разобраться в нем и дойти до его сути. Страх перед чувством слишком велик. Чувство-указатель прочитывает­ся только как угроза.

Вероятно, оно действительно является угрозой, по­скольку в течение некоторого периода работы с таким чув­ством оно может стать достаточно сильным и болезненным. Однако, оставаясь неизвестным и нераспознанным подобное чувство обременительно, опасно и непредсказуемо, потому то последствием длительного подавления или избегания его является беспрепятственное проявление его силы. Прятать чувства и защищаться от них броней приходится тем в большей степени, чем меньше мы видим в них надежные указатели на тоску, одиночество или психологическую травму. Такие чувства призывают человека к живому обращению с ними: они должны быть понятыми и встроенными в жизненные взаимосвязи - именно в этом и заключается смысл подобных длительных, возвращающихся, обременительных эмоциональных состояний.

Другие статьи:

Брайян и Хартер
Описанную выше ситуацию решительно изменили опыты американских психологов Брайянаи Хартера по выработке навыка приема и посылки телеграмм. Их работа явилась второй после опытов Эббингаза важнейшей вехой на пути экспериментального исслед ...

Глубинное воспитание как основа коррекции сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.
Источник конфликтов, возникающих в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, заключается в различии их взглядов на явления окружающей их действительности. С одной стороны, ребенком движет сила собственных актуальных потребностей, что меша ...

Отечественные и зарубежные психологи о проблеме « тревожности».
Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи. Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагают ряд приемов, например ...